Недавно 19-летний студент, справивший нужду на стенд с портретом ветерана войны, получил 4 года колонии. Прокуратура Набережных Челнов решила провести проверку после инцидента с подростками, которые забросали снегом Вечный огонь. А до этого сразу в нескольких городах юные блогеры отметились акциями с раздеванием на фоне музеев и храмов – всё это немедленно распространялось в соцсетях. Чего добиваются те, кто это делает? Об этом наш разговор с переводчиком, публицистом Дмитрием Пучковым (Гоблином).
Безнадзорные дети
- Дмитрий Юрьевич, что за мода пошла на осквернение всего святого? Что за всероссийский флешмоб? Нет ощущения, что кто-то это нарочно организует, провоцирует?
– Нет, я думаю, всё это происходит спонтанно. Флешмоб – это когда вы получаете сообщение: «Сегодня в такое-то время и в таком-то месте все собираемся с зонтиками, дружно их откроем, сфоткаемся и разбежимся». «Моб» - толпа, «флеш» - вспышка. То есть, мгновенно собранная толпа для таких совершенно бессмысленных действий. В данном же случае я признаков флешмоба и какой-то команды от модератора не вижу.
Чаще всего молодёжь вообще особо не заморачивается, на фоне чего они там фотографируются, им это неинтересно. В их действиях может просматриваться и какой-нибудь очередной «Пусси райт» с вызовом обществу: мол, мне на вас плевать вообще, вот, я такой красивый, все отрицаю! Это типичная подростковая дурь.
То, что малец помочился на плакат – ну, это не совсем уже дурь, как и попытка жарить шашлыки на Вечном огне. При советской власти подобные недоросли тоже проявляли себя. Например, в 1979 г. в Ленинграде выпускники училищ совершили весьма крупный акт вандализма: сбросили с постаментов 11 исторических мраморных статуй в Летнем саду. Сегодня подростки как были плохо воспитаны, так и остались. Другое дело, что при наличии интернета это как пожар в степи: они там организуют друг другу челленджи (задания): мол, «я нагадил на вот это, а ты теперь ответь – нагадь на вот это». Что говорит только об одном: эти дети растут безнадзорно.
– Надо ли их наказывать или достаточно просто пожурить?
– Если нарушают закон, то, конечно, надо. Но задача поломать этому подростку жизнь не стоит. Если он прилично себя вёл ранее, для начала надо побеседовать. Если беседа не помогает – штрафовать. Ну а если уж совсем не доходит, тогда да – лишать свободы. Но избирать это первой методой было бы неверно.
– По вашей классификации, это «малолетние дебилы» или нормальные подростки?
– Как правило, они перерастают свою дурь, когда в голове затихнут гормональные бури. Мало ли мы, взрослые, совершаем в жизни ошибок в эмоциональном запале? Например, дал кому-то в морду, а потом сел. А в душе диалог: «Будешь об этом жалеть?» «Конечно, буду» «В следующий раз будешь бить?» «Не буду. Я бы и в тот раз не бил, если б мозги правильно работали…». А тут, можно сказать, почти дети. Взрослые детьми теперь почти не интересуются, у них задача номер один – купить ребёнку телефон или планшет: «На тебе, заткнись, сиди с ним в углу, только нас не тревожь». Ну вот и результат: дети предоставлены сами себе.
Зачем помнить победы?
– Молодой человек на видео в TikTok сказал, что не знает, когда началась Великая Отечественная, поскольку эта информация ему в жизни «не пригодится». Что у нас не так с патриотическим воспитанием?
– Известный рэпер Моргенштерн тоже признался, что не понимает праздника Победы, которая состоялась 76 лет назад, а ему тут же стали «шить» реабилитацию нацизма. На мой взгляд, это безумие полное. Вот у вас подросток, он выращен в вашей школе, на ваших образовательных программах. Какое внимание в нынешних учебниках истории отдано Великой Отечественной войне, если Сталинградская битва там занимает пол-абзаца, а дальше вы рассказываете про кровавый советский режим? Может, для кого-то это открытие, но наша война была войной нацистов с коммунистами, во главе которых стояли главный коммунист Иосиф Сталин и Компартия Советского Союза. Это была ее победа – как образующей и направляющей силы. Но об этом рассказывать нельзя, потому что сущность государства у нас – это отрицание всего советского…
Есть гораздо более показательные примеры – скажем, Украина, где нацисты и их пособники уже возведены в ранг национальных героев. Они – главные враги коммунистов. Ну так, если и наших детей выращивать в ненависти к коммунизму – что получится?
Кто был главным врагом коммунизма? Адольф Гитлер. То есть вы встаёте на одну сторону с ним – растите детей в презрении к собственной стране, к её прошлому. Если где-нибудь в Прибалтике или на Украине учат ненавидеть русских как внешнего врага, то у нас внутри России учат ненавидеть самих себя. А потом удивляются: «А вот там Коля с Уренгоя такое сказал в бундестаге!» Чего удивляться-то? Вы остальных Коль, Толь, Вась спросите – они вам повторят то же самое, только в ещё более гнусной форме. Потому что так вы их учите.
Нечего на зеркало пенять. Моргенштерн – это голос поколения. И он ещё ничего особенно плохого не сказал: только то, что лично ему это неинтересно и непонятно, зачем вы устраиваете эти парады и тратите на них деньги. Здравый вопрос, между прочим, со стороны подростка.
В то же время спроси любого балбеса – футбольного болельщика: как сыграл «Зенит» в 1969 г.? Он вам лекцию на час прочитает: кто стоял на воротах, кто бежал вперёд, сколько голов забили, как судья судил неправильно и т. п. Для болельщика это важнейшее событие. Или, скажем, выход каких-нибудь правозащитников на Красную площадь в те дни, когда в Чехословакии произошло антисоветское восстание. Это важнейшее событие для либералов, и его, с их точки зрения, надо помнить. А вот кто именно победил в Отечественной войне, где нас погибло 26 млн, – нет, об этом помнить необязательно. Но люди, которые старательно рассказывают про «победобесие», повторюсь, – соратники Гитлера, которые осознанно выступают на его стороне.
«А это не их герои»
– Воспринимают ли вообще люди с подростковым сознанием какую-либо пропаганду?
– Разумеется, но только свою. Подростки не слушают провластных пропагандистов, не смотрят телевизор и прочий государственный официоз. Для них это слишком взрослое, и эти дядьки, которые там что-то своё обсуждают, им неинтересны. Зато доступным языком говорит Моргенштерн, который у них вызывает доверие. Подросток ведь всё отрицает: мама у него, как он думает, дура, папа дурак, они никакого успеха в жизни не добились. Но есть гражданин Моргенштерн, который – чик, и вот он уже весь в шоколаде, трясёт пачками бабла, а вокруг прыгают голозадые девки. Вот это, я понимаю, успех! У мамы и папы денег нет, а у Моргенштерна есть. Значит, равнение на него.
Потому подростки и не хотят учиться. Посмотри – вон, у детей олигархов всё есть и без учёбы. А у тебя нет и не будет никаких социальных лифтов, которые позволят подняться в столь заоблачные выси.
– Почему рэперы бегут из России? Что-то не так с атмосферой в стране?
– Бегут единицы. Они просто сильно известны и потому на виду. И почему, собственно, «бегут»? Они что, от гражданства отказываются, рвут все связи, продают имущество? Нет. Их, скажем, угрожают привлечь за пропаганду наркотиков. Но если песня про то, как человек употребляет наркотики, – действительно ли это пропаганда? Давайте тогда и песню Высоцкого «Ой, где был я вчера…» со словами «А потом кончил пить, потому что устал» запишем туда же, как и её автора: это же пропаганда алкоголизма, между прочим. Можно решить, что Высоцкий своим образом жизни и песнями пропагандировал питие и способствовал тому, чтобы русский народ спился и погиб. Чушь же собачья!
Песни – произведение искусства. Где тут пропаганда? Вы слышали хоть одну песню группы «Ленинград» с трёхэтажным матом по радио или на телевидении? Я – нет. При этом Серёга Шнуров адски популярен, успешно выступает с такими песнями и собирает полные стадионы. Хорошо это или плохо? Устройте допрос поэту: а что ты имел в виду, к примеру, в песне «В Питере – пить»? Он вам скажет: «А, все бухают, я про это». И что? Надо воспитывать своих детей, а вы вместо этого бегаете за их кумирами и трясёте наручниками. Вот потому недоросли и побежали прятаться за кордон – «чисто отсидеться», чтобы затем вернуться обратно. Там они никому не нужны, и сами это знают.
– Нынешние подростки – это «потерянное поколение»?
– Смотря для чего потерянное. Надо будет воевать за родную страну – немного кто по доброй воле пойдёт, я вас уверяю. Скажут – а на фига? Ради того, чтобы очередную сырьевую трубу проложили и на «распил» с этого покупали себе дома в Майами? Ну нет, спасибо. И в чём-то они будут правы. Молодые не хотят «скреп» типа войны – таким способом это поколение удержать и объединить точно не получится.
Никто не спорит: историю надо знать, чтить и уважать предков. Но если вы в школе преподаёте им «власовца» Солженицына, а в телевизоре у вас идёт какая-нибудь «Зулейха открывает глаза» или прочая антисоветчина, и это у вас образец для наполнения детских голов знаниями – ну, поздравляю. Дети смотрят и читают такое про родную историю и думают: кем были их предки? Уродами, проигравшими прекрасному цивилизованному Западу? А что им ещё остаётся думать? Их айфоны, например, почему-то не в России сделаны. Вы им будете рассказывать, что атомная подводная лодка в миллионы раз сложнее айфона, а им плевать: айфоном они пользуются каждый день, а вашу подлодку никогда не видели.
Всё кино, песни, музыка, пляски, которые нравятся детям, – из-за бугра. И в космос-то у нас теперь тоже девки-актрисы летают. Получается, что кроме разоблачений сталинизма вам и показать подрастающему поколению, по сути, нечего.
В итоге ваших детей воспитывают американцы. Потому чего же удивляться, раз подростки гадят на портреты ваших героев? А это не их герои. Вы их отдали на откуп известно кому, а теперь изумляетесь: ну надо же, как получилось!