Руководители четверти регионов страны опасаются мусорного коллапса в новогодние праздники, сообщил в своем телеграм-канале председатель комитета Госдумы РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин. С помощью экспертов aif.ru попробовал разобраться в причинах и опасностях мусорного кризиса.
«Последнюю неделю все чаще поступают такие звонки мне и депутатам Комитета от губернаторов и региональных министров, — пишет Дмитрий Кобылкин. — Регионы отмечают, что инфраструктуры нет. И причины у всех разные: от отсутствия финансовых средств до недостаточной работы в этом направлении. Наиболее сложная ситуация в Омской области, на Камчатке, Сахалине, в Алтайском крае, Новосибирской области, Краснодарском крае».
Беспокойство губернаторов было связано с тем, что 1 января завершался период эксплуатации объектов размещения твёрдых коммунальных отходов (ТКО), не имеющих документации. Получилось, что некуда будет девать почти 6 млн тонн отходов. Вопрос обсуждали на парламентских слушаниях и при рассмотрении бюджета на следующий год. В результате правительство решило продлить жизнь старым полигонам ещё на три года, до 1 января 2026-го.
Речь идет о полигонах, введенных в эксплуатацию до 2019 года, то есть до начала «мусорной реформы», и не имеющих документации. На них было разрешено захоранивать отходы до 1 января 2023 года. Предполагалось, что до этого времени по всей стране будет построена необходимая инфраструктура. По данным «Российского экологического оператора» (РЭО, куратора «мусорной реформы»), в России ежегодно образуется 59,7 млн тонн ТКО. То есть 6 млн тонн отходов — это десятая часть всего коммунального мусора в стране.
На своем сайте Комитет Госдумы по экологии опубликовал заявление, где выступает против продления срока работы таких полигонов на три года. Это поставит под сомнение эффективность реализации мусорной реформы, а главное — ни к чему не приведет: региональные власти также не будут заниматься полигонами. «Считаем, что оптимальным решением станет перенос сроков на один год с четко прописанными целевыми показателями, — сказано в заявлении. — Иначе мы рискуем вновь говорить об одном и том же после очередной отсрочки».
Вице-премьер Виктория Абрамченко, которая курирует сферу обращения с отходами, а также Минприроды поддержали регионы. Об этом СМИ сообщили их пресс-службы. Причем в пресс-службе вице-премьера пообещали, что новых отсрочек не будет. Регионы обязаны ввести новые объекты для размещения ТКО в эксплуатацию и выполнить поручение президента о 100%-й сортировке отходов и сокращении захоронения в два раза к 2030 году.
«Мусорный коллапс организован искусственно — кампанией так называемых “мусорных протестов” и внедрением в головы идеи, что каждый регион должен утилизировать отходы только на своей территории, — считает эколог, эксперт ОНФ, автор учебника “Управление ЖКХ” Илья Рыбальченко. — Мусорные протесты 2018-го в Ярославле и Шиесе были медийными проектами».
«Идея, что свалки должны быть в том же регионе, откуда взялись отходы — это идиотизм и преступление, особенно когда речь идет о крупных городах, — продолжил Рыбальченко. — Даже австрийская столица Вена, которая хвасталась своим мусоросжигательным заводом на территории города, оснащенном большим количеством очистительных систем, сейчас думает о его выводе — потому что число онкологических заболеваний начало расти и доказана связь этого роста с этим заводом. Должны быть крупные полигоны далеко от населенных пунктов, оснащенные мусороперерабатывающими заводами».
Акцент должен быть сделан на строительстве мусороперерабатывающих заводов недалеко от новых и старых полигонов, а также изучении российских научных достижений и зарубежного опыта, в том числе отрицательного, считают эксперты, мнение которых изучил aif.ru.
«О полигонах хранения отходов в СССР и России написано достаточное количество научных работ, доказывающих их опасность для населения и природы, — рассуждает специалист в области физической химии, сотрудник канадской мусороперерабатывающей компании Игорь Жарков. — Я хорошо знаком также с опытом строительства и рекультивации полигонов в США, так как работал на компанию, которая спроектировала там более 200 полигонов и рекультивировала 64 закрытых полигонов. Мы не “присыпали”, а реально расчищали землю. Правда, и тогда на ней можно было строить фундаментах только при условии отвода газов. Я знакомился с внутренней документацией компании, прошел обучение, и затем в Лос-Анджелесе наблюдал за работой по рекультивации. Их практика сильно отличается от нашей прежде всего деловым подходом — компания, в которой я работал, за счет технологий сэкономили мэрии 3 миллиона долларов».