В пятницу 21 июня похоронили директора и основателя московского Музея кочевых культур Константина Куксина. Он объездил весь мир в поисках кочевников, жил в ярангах с чукчами, в алациках с иранскими шахсивенами. Его смерть стала огромной утратой для всего этнографического сообщества.
Этнографическая эпопея учителя географии московской школы № 1321 Константина Куксина началась в 2004 году с его велопутешествия по Монголии. Именно там Куксин влюбился в культуру степных кочевников и оттуда привез в школу свою первую юрту, которую установил на территории учебного заведения. Именно тогда он решил создать музей на территории школы. По словам Куксина, потому, что тогда никто не верил, что у кочевников может быть какая-то своя культура.
«Константин объездил весь мир, — отмечает ученик Куксина Андрей Лобанов. — Особенно он изучал кочевников России. У них уникальная культура. Я отправлялся по следам учителя в Ямало-Ненецкий АО и там до сих пор сохранились их вековые традиции. Например, Куксин изучал древний ненецкий обряд детского гадания».
По словам Лобанова, этот обряд предназначен для угадывания будущей судьбы ненецких ребятишек. По традиции, взрослые отрубают оленю голову. И дети засовывают руку в гортань, стремясь вытащить легкое. Если ребенку это удается, то, по примете, судьба его будет счастливой. Если же нет, то несчастной.
«Константин получил от монголов гражданство этой страны и имя „Белый сказитель“, — отмечает этнограф. — Это имя означает его способность великолепно общаться с представителями разных культур. И рассказывать о них. Например, Константин, общаясь с кочевниками из Ирана, рассказывал им о кочевниках ненцах, или перуанцах. Он мечтал соединить все эти народы».
Тот самый музей кочевой культуры, который Куксин создан в школе, быстро стал популярным не только у этнографов, но и у туристов со всего мира. На территории учебного заведения установлены реальные саамская вежа, хижина индейцев кечуа, чум цаатанов, бедуинский шатер, цыганская черга, иранский алацик, шатер туарегов и еще два десятка жилищ кочевников со всего мира. И Куксин побывал во всех местах, где строились эти жилища.
«Мы познакомились в 2005 году, — говорит арт-директор подмосковного этнопарка „Кочевник“ Евгений Кайпанау. — Костя был вдохновителем нашего проекта. Я чукча по национальности и был удивлен, когда ко мне однажды подошел русский и стал что-то выспрашивать про нашу культуру. Но Костю не зря назвали „Белый сказитель“. Уже скоро мы подружились и стали сотрудничать».
Музей кочевой культуры в Москве стал уникальным явлением. Его выставки экспонировались в Музее Востока, Третьяковской галерее и других столичных музеях.
Константин Куксин боролся с раком с 2019 года. Как говорят его друзья, до последнего он ходил в экспедиции, читал лекции, вел теле и радиопрограммы, преподавал в своей школе. И теперь, с его смертью, ученики Куксина заверяют, что положат свои жизни, чтобы детище знаменитого этнографа не умерло. А обрело новую жизнь в более подходящем пространстве за пределами школы.