Примерное время чтения: 15 минут
2628

На грани добра. Как благотворительный фонд и агентство шрифт не поделили

/ с сайта dobroshrift.ru / Скриншот

«Доброшрифт» — особенный шрифт, которые создали дети с ДЦП. Продажи от вещей, подписанных таким шрифтом, идут в благотворительный фонд, чтобы помочь им с реабилитацией, лекарствами. Недавно проект «Доброшрифт» стал причиной грандиозного скандала, который разгорелся между благотворительным фондом и рекламным агентством.

Начало конфликта

«Два года назад мы с моей командой придумали @dobroshrift, — пишет в соцсетях Андрей Бузина — руководитель рекламного агентства „Сметана“. — Тогда не было понимания, как далеко проект может зайти. Было только ощущение, что мы обязательно должны попробовать. Мы сделали один шаг — получилось, следующий — и снова нашли поддержку. Было удивительно, что на нашем пути оказалось так много смелых и добрых людей, готовых помочь и разделять наши идеалы: партнеры из благотворительного фонда „Подарок ангелу“, Росбанк и сотни других брендов, которые поддержали проект. И главное, тысячи неравнодушных людей. Это вдохновляло. Я осознал, что занимаюсь очень важным делом, возможно, делом всей своей жизни».

Доброшрифт — проект помощи детям ДЦП. Он призван помогать им, а общество сделать добрее и внимательнее. Недавно компания решила расширить зону внимания к особым детям и помогать не только тем, у кого ДЦП, но и аутизм, синдром Дауна и другие особенности развития.

«Для этого мы будем сотрудничать с другими фондами-партнерами, которым близки проблемы инклюзии детей с особенностями развития, — отметил на своей странице в инстаграме Бузина. — Мы объединяемся, чтобы изменить мир к лучшему. Вокруг меня собралась сильная команда».

Не подарок ангелу

Но этот пост буквально через несколько часов возмутил многих руководителей Фондов.

Генеральный директор фонда «Подарок ангелу» Анастасия Приказчикова рассказала, что Андрей Бузина на самом деле «придумал „Доброшрифт“, который никого отношения к тому, чем является проект сейчас, не имел».

«Только увидев гениальное „СПАСИБО“ от Саши Сёмина, совместно с „Подарком Ангелу“ проект приобрёл современный вид, — поясняет Приказчикова. — Никто не думал о том, что плод совместных усилий может быть зарегистрирован на одного участника. К тому же было сказано, что будет новый фонд, совместный, которому отойдёт и наименование „Доброшрифт“. У нас не было повода не поверить».

Анастасия Приказчикова говорит, что Проект «Доброшрифт» — благотворительный. Глава фонда «Подарок ангелу» утверждает, что Бузина уже год не предоставляет отчетов и «средств, чтобы оказать заявленную помощь детям».

«С этого дня фонд „Подарок Ангелу“ и я лично не имеем никакого отношения к компании „Доброшрифт“, для которой работали последние два года, — пишет Анастасия Приказчикова. — Мы больше не верим в некоммерческую составляющую проекта и в добросовестность агентства „Сметана“, которое делало проект в партнёрстве с нами».

Агентство «Сметана», которым и руководит Андрей Бузина, не перечислило Фонду средства за проданный в 2020-2021 году мерч «Доброшрифта» (товары с символикой или логотипом определенного бренда, — прим. ред.).

«А это значит, что обмануто огромное количество людей, которые покупали мерч для того, чтобы помочь детям с церебральным параличом в рамках проекта. Всего на сайте, по данным агентства, было продано 2247 единицы товаров, — говорит Приказчикова. — Много месяцев мы требуем от агентства перечислить средства, чтобы оказать заявленную помощь детям и отчитаться перед благотворителями за каждый рубль, полученный в рамках проекта... Пока фонд и партнёры апеллировали к добросовестности, объясняли важность прозрачности перед благотворителями, риски подобной ситуации для всего сектора НКО — агентство „Сметана“ объявило о создании собственного фонда с названием „Доброшрифт“».

Всего у «Доброшрифта» более 200 партнеров, среди которых «Яндекс», Дептранс Москвы и другие.

Отчет перед ними держит Фонд, но оказалось, торговая марка зарегистрирована уже на «БРЕНД ФМ» — фирму, которая принадлежит Андрею Бузине.

«Мы понимаем, что головой отвечаем за то, что сейчас будет происходить с брендом, и не можем допустить подобных ситуаций с другими фондами, — пишет на свой странице в соцсетях Анастасия Приказчикова. — Мы некоммерческая организация, выросшая из волонтёрской инициативы помощи детям с ДЦП. А потому и не могли представить, что права на рекламную кампанию, над которой работали и агентство, и фонд, и в основе которой лежит кампания „Спасибо“ со спастическими буквами, можно забрать и использовать в непрозрачных целях».

А дети?

Со своей стороны Андрей Бузина пояснил, что его компания «Сметана» в 2018 году придумала идею проекта «Доброшрифт», который помогал бы детям-инвалидам при поддержке брендов.

«Мы выбирали партнёра из рынка благотворительности для запуска инициативы, общались с несколькими фондами, но в итоге остановились на фонде „Подарок Ангелу“. Поскольку идея была нашей, и мы же сами придумали название проекта, то в том же году мы подали заявку на товарный знак „Доброшрифт“, — пишет Бузина. — Тем не менее фонд о планах на регистрацию знал — это в итоге было прописано буквально спустя неделю в совместном соглашении о партнерстве. В этом же документе фонд подтвердил наше авторство, права на проект и все создаваемые материалы. Чтобы использовать создаваемые нами материалы, Фонд получил от нас соответствующие права. А мы по просьбе Фонда условились в течение определённого периода не работать с другими НКО».

История уже бросила тень на всю благотворительность. Некоторые люди уже даже негативно высказываются в адрес всех фондов.

«Знаете, как это выглядит со стороны для рядового потребителя? Он прочитал где-то в интернете, что если купит товар на определенном сайте, то поможет больным детям, — пишет пользователь Facebook Маша Сурикова. — Он мог бы купить худи, футболку, шоппер в десятках других магазинов, но выбирает поддержать детей с ДЦП. Не малый бизнес, не предпринимательство в России, а благотворительный фонд. Потому что на каждом квадратном сантиметре сайта написано, что это благотворительная история. Не коммерческий магазин, не лендинг предпринимателя, а благотворительный проект. Потребитель думает: „Я совершу покупку и помогу детям“. Ведь на сайте сто раз написано, что часть средств от продажи поступает в благотворительный фонд, который помогает с реабилитацией.

Не помогу растить в нации предпринимательство, не оплачу работу агентства „Сметана“, не отблагодарю того, кто смог реализовать бизнес-идею, а детям помогу. Потому что так написано на сайте, в постах в инстаграме, статьях на разных сайтах. Потому что так говорят в интервью, трогательных роликах и подкастах, поют в песнях. А потом оказывается, что потребители целый год покупали вещи на сайте, который обещал помощь детям, но дети эту помощь в течение года не получили».

Бизнес-конфликтность

Примечательно, что со стороны «Сметаны» есть и другие случаи бизнес-конфликтов. Издание «Такие дела» отмечает, что в 2017 году бывший менеджер агентства Мария Галенко обвинила Андрея Бузину в присвоении доли в бизнесе. По ее словам, они вдвоем запускали рекламное агентство и «договаривались распределять деньги и ответственность 50/50». Но спустя время оказалось, что Галенко принадлежит 40% компании, а оставшиеся 60% — Андрею Бузине.

Ранее предприниматель предлагал запустить сервис дистрибуции Seedr.

«Как раз когда появилась перспектива запустить „Сидр“, Андрей увидел возможность платить людям без всякой там доли. И сообщил, что обманул меня с уставными документами, но я могу оставаться в агентстве как менеджер проекта. „Да, нехорошо получилось“, — это последнее, что я слышала от Андрея в качестве партнера», — написала Мария Галенко.

Основательница стартапа Piqls и проекта Same Ирина Лобановская также пожаловалась, что осенью 2020 года Андрей Бузина предложил ей стать партнером и креативным директором платформы для социальных проектов Camp. Она неоднократно поднимала вопрос о структуризации компании и распределении долей. Восемь месяцев Ирина Лобановская работала, не понимая своего статуса. Пока не узнала, что партнёр «хочет получить 51% Camp», — пишет издание «Такие дела». Всё остальное должно поделиться между тремя партнерами и девелопмент-директором.

Когда Лобановской предложили работать бесплатно, она отказалась: «Мне предложили заморозить все проекты, заниматься только кампанией WWF за меньший гонорар. Я согласилась на 1/2 вознаграждения и 5% от прибыли. Мне отказали и в гонораре, и в проценте от прибыли компании, которую я соосновала».

«Узнаваемый стиль работы»

Работала со «Сметаной» и Екатерина Старцева. «В итоге Андрей в какой-то момент решил, что может все неоформленные договоренности трактовать в свою пользу, после этого я покинула агентство, — рассказала журналистам Екатерина. — Мой случай не первый и, видимо, не последний. Все договоренности с Андреем лучше прописывать в присутствии нотариуса. У Бузины, видимо, своя собственная трактовка понятия „импакт-предпринимательство“ (миссия импакт-бизнеса — работать не только ради денег, но и помогать решать важные мировые проблемы, — прим. ред.), где основной „импакт“ — Андрею. А этот очень узнаваемый стиль работы, кажется, в области благотворительности совсем не уместен».

Анастасия Приказчикова со своей стороны отметила, что «у фонда есть подписанный только с их стороны лицензионный договор 19 года на условиях, что бренд принадлежит агентству».

Однако, по её словам, «до момента подписания этого документа агентство в одностороннем порядке зарегистрировало товарный знак на себя. При этом совместным видением дальнейшего развития проекта было создание одноимённого фонда в партнёрстве».

«Мы очень долго пытались согласовать со „Сметаной“ все необходимые документы, чтобы распределить позиции и ответственность, — говорит Приказчикова. — Но даже после утверждения вариантов документы не были подписаны. Андрей Бузина в одностороннем порядке „замял“ диалог о совместной ответственности, и идея так и осталась лишь совместной идеей».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах