Примерное время чтения: 7 минут
1533

Курс на орбиту. Что ждет российскую космическую отрасль

Владимир Филатов / Из личного архивa

Решение покинуть проект МКС и строить собственную орбитальную станцию «с нуля» запускает в России новые технологические тенденции и повышает спрос на инженерную мысль. Для авиационной отрасли кадровый вопрос имеет критическое значение — ведь речь о пассажирских перевозках, и среднемагистральный МС-21 будет запущен в серию с российскими двигателями и композитами. В этом не сомневается инженер Владимир Филатов, принимавший участие в «обкатке» лайнера. Мы поговорили с ним о том, какую нишу на аэрокосмическом рынке займут отечественные инжиниринговые компании и какова роль в этом универсальных специалистов.

Справка: Владимир Филатов — руководитель проектов отдела инжиниринга компании ООО «БЛМ СИНЕРЖИ». Запатентовал уникальные решения для стендовых комплексов, на которых проводятся испытания авиационного и машиностроительного оборудования. Автор статей для научных журналов, отмеченных в международном центре научного сотрудничества «Наука и просвещение». Состоит в Национальной Палате Инженеров России. 

— Владимир, уже через 2 года Россия планирует глобальный переезд в космическом пространстве, покинув проект МКС. Для этого необходимо построить свою станцию. Переход на отечественную производственную базу происходит также в авиационной и машиностроительной областях. Как специалист, который работал во всех этих сферах, как Вы думаете, можно ли осуществить такие глобальные задачи в обозримом будущем?

— Опыт работы в разных отраслях позволил мне увидеть как проблемы российского технологического сектора, так и его явные достоинства и перспективы. Если коротко — да, все возможно. Человеческий потенциал, так называемые «умы», у нас есть, я с ними много работал в рамках самых разных проектов. Моей целью в каждом конкретном случае было создать эффективное и надежное решение, которое увеличит КПД, а также устранит на стадии выпуска продукции брак и недостатки конструкции, при этом оценит параметры оборудования с точностью, позволяющей открыть новые ресурсы техники. Так вот, за 15 лет я видел множество совершенно потрясающих решений, наверное, тысячи. Некоторые из них принадлежат мне, другие — моим коллегам, третьи — конкурентам... но в целом происходящее внушает оптимизм. 

Полагаю, количество заявок на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки будет только расти. Ведь многие предприятия работают над импортозамещением. А это приведет к повышению спроса на услуги инжиниринговых компаний. Перед инженерами встанет ряд сложных и интересных задач. Им предстоит создавать аналоги или копии современного оборудования с помощью обратного инжиниринга, а также разрабатывать новые образцы техники.

— Вы упомянули свой разносторонний опыт... наверняка начинать каждый раз приходилось с азов?

— Да, я стартовал с начальной ступени в НИИ космического приборостроения в качестве техника. Мне необходимо было получить практические навыки после университета. Но уже совсем скоро я понял, что даже точные науки требуют творческого подхода. Чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, перешел в частную инжиниринговую компанию — Научно-производственное предприятие «МИКС Инжиниринг», в которой была создана экспериментальная группа разработчиков. В их задачи входил поиск уникальных технических решений и интеграция сложного специального оборудования. Я занимался разработкой систем измерения и управления для стендового оборудования. Начав с должности инженера 1-й категории, спустя три года стал ведущим специалистом.

Владимир Филатов
Фото: Из личного архивa Владимира Филатова

— Около десяти лет назад Россия сделала ставку на диверсификацию промышленного производства. Как отечественный инжиниринг пережил этот переходный период?

— Санкции, безусловно, осложнили производственный процесс и кооперацию. Пришлось сменить приоритеты. В короткий срок научная и инженерная среда вместо того, чтобы разрабатывать новинки и развиваться, была вынуждена решать исключительно текущие задачи по восполнению потерь рынка. Нам приходилось даже переходить на более «возрастные» образцы техники, которые были доступны в тот момент. Важно было не прерывать процесс производственных изысканий, сохранить кадровый потенциал и выжить экономически.

— Вы на тот момент были техническим директором предприятия. Как справились с ситуацией?

— Были приняты меры, которые, конечно, усложнили процесс разработки, производства и отладки элементной базы, но позволили увеличить конкурентоспособность. Появилась возможность участвовать и побеждать в тендерах. Компания стала получать более крупные заказы — например, от авиаремонтного завода «Иркут», Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), Государственного научного центра Российской Федерации (НАМИ) и других. Это помогло компании продолжить свою деятельность в трудных условиях.

— Какую кадровую политику Вы проводили? Какие нетривиальные задачи приходилось решать, будучи начальником, и какие находили решения?

— Мне было важно, чтобы инженеры сами проводили бюджетные расчеты, на основе которых коммерческие специалисты могли рассчитать стоимость проекта. Это нужно, чтобы уже на этапе планирования были понятны ошибки. Например, если на основе расчетов были неверно выбраны комплектующие, это увеличивало затраты. Также ошибки могли привести к снижению производительности. Все это решалось путем комбинирования технических решений и увеличения трудозатрат на согласование несовместимых компонентов между собой.

— Имеете ли Вы какое-то отношение к подготовке молодых кадров? Как мы знаем, у нас в стране их всегда не хватает...

— Их не хватает не только у нас в стране, это тенденция, скажем так, общемировая. Дело не только и не столько в том, что инженеров стало мало, как многие считают, просто задач для них стало настолько много, что это требует просто огромного кадрового потенциала, который становится дефицитом. Что касается моей роли, то да, помимо практики, я занимаюсь наукой, у меня есть ряд статей в научных журналах, в частности на тему «Принцип построения систем управления сервогидравлических систем и динамических систем с пульсирующими нагрузками». Это одно из важнейших направлений в деятельности инженера-испытателя, и мои наработки активно используются при обучении молодых инженеров на предприятиях. В планах есть еще несколько статей, которые я опубликую в ближайшее время. 

— С чем связаны ваши инженерные проекты? 

— Основные проекты были связаны с аэрокосмической и авиационной промышленностью. Именно тогда удалось создать уникальные стендовые комплексы на крутящий момент, специализированные термокамеры, контрольно-измерительные комплексы, которые мы представляли на аэрокосмических выставках и конференциях Центрального Института Авиационного Моторостроения. В это же время я запатентовал решения для испытания авиационной техники и специализированного программного обеспечения, которое обладало функцией управления, измерения и анализа данных с возможностью коррекции интерфейса под требования заказчика. Заметьте, ряд проектов был реализован уже в условиях экономического кризиса, что подтверждает, что технический прогресс остановить уже невозможно. 

— Какой Вы видите стратегию развития предприятия в нынешних сложных экономических условиях?

— Главная задача — продолжить поиск решений создания производственных мощностей, позволяющих заменить уникальную продукцию, которая ушла с рынка РФ. Например, таких, как сервогидросистемы и системы управления для них. Мы активно в своей работе используем результаты научных исследований, которые открывают большие перспективы для импортозамещения в условиях, когда из-за санкционного давления предприятия вынуждены искать альтернативу иностранным комплектующим. Фактически необходимо заново создавать и отлаживать производственный цикл в стратегически важных отраслях, в частности в авиастроении. Вместе с коллегами нам предстоит создавать новую реальность ускоренными темпами. Это «звездный час» для российского инжиниринга.

— Каким видите будущее промышленного инжиниринга, каким видите свое будущее?

— На мой взгляд, сейчас уникальный момент для будущего промышленного инжиниринга, и в России в первую очередь. Дело в том, что именно инжиниринговые компании в деталях разбираются в проблемах производства и конъюнктуре рынка. И при должном финансировании, консолидации и системном подходе к управлению этими процессами можно создать новые промышленные мощности и научно-технические связи, в том числе международные.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах