Примерное время чтения: 6 минут
1582

И пришла «Акула». 92 субмарины созданы по проектам Сергея Ковалёва

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Область боли 14/08/2024 Сюжет Русские конструкторы
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Основное вооружение – 20 баллистических ракет Р-39.
Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Основное вооружение – 20 баллистических ракет Р-39. / Bellona foundation / Commons.wikimedia.org

105 лет назад, 15 августа 1919-го, родился конструктор атомных подводных лодок стратегического назначения Сергей Ковалёв. По его проектам созданы 92 субмарины, в том числе грандиозная «Акула».

Ковалёву было уже 87 лет, когда он последний раз отправился на испытания в море. На работу в конструкторское бюро ходил до самых последних дней, а из жизни ушёл на 92-м году, сравняв счёт со своими подлодками.

Подлодка с сауной и птицами

По словам гендиректора АО «ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Вильнита, где Ковалёв проектировал атомные подлодки, двух ракет, выпущенных с «Акулы», «достаточно, чтобы уничтожить континент». Всего же на этой субмарине 20 баллистических ракет с дальностью полёта 11 тыс. километров. Именно с момента её появления страна не только преодолела отставание от подводного флота США, но и вырвалась вперёд.

Создали «Акулу» с чистого листа в рекордные сроки: в декабре 1972-го Сергей Ковалёв получил тактико-техническое задание, а в сентябре 1980-го ракетный подводный крейсер стратегического назначения спустили на воду. Длина — как два футбольных поля, высота — с 9-этажный дом, скорость подводного хода — 26 узлов (около 50 км/ч). 

«К-19» – первая в СССР атомная подводная лодка проекта 658, способная нести баллистические ракеты (1959 год). Главным конст­руктором проекта также был Сергей Ковалёв.
«К-19» – первая в СССР атомная подводная лодка проекта 658, способная нести баллистические ракеты (1959 год). Главным конст­руктором проекта также был Сергей Ковалёв. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bellona foundation

Субмарина могла ходить подо льдами Арктики, при необходимости взламывая лёд толщиной 2,5 метра. Флот США, который ещё недавно потешался над первым поколением атомных советских подлодок, называя их «ревущими коровами», в ответ ничего противопоставить не мог. Одной «Акулы» было достаточно, чтобы контролировать полмира, а в СССР этих кораблей проекта 941 построили шесть.

В НАТО наших «Акул» прозвали «Тайфунами» и внесли в Книгу рекордов Гиннесса не только как чудо техники и самую большую атомную подлодку в мире, но и как самую комфортную субмарину.

«На “Акуле” для 160 человек экипажа были предусмотрены бассейн, тренажёрный зал, сауна, помещение для релаксакции с живыми птичками и аквариумами с рыбками, — подтверждает адмирал Владимир Комоедов. — Правда, сауной в походе мы не пользовались».

10 лет жизни на верфи

Проектировать корабли с учётом нужд экипажа как технических, так и бытовых — это был фирменный почерк Ковалёва. По подсчёту его коллег с завода «Севмаш» (Северодвинск), где были построены 73 из 92 кораблей конструктора, Сергей Никитич только на их судостроительной верфи в командировках провёл в общей сложности 10 лет. Время же, проведённое в море во время испытаний субмарин, могла подсчитать разве что супруга Ковалёва Тамара Васильевна. Она отмечала в календаре крестиком дни, когда муж был дома. Таких за год набиралось чуть более 30. И ещё отпуск, который они железно проводили вместе. Сначала это были сплавы на байдарках с ночёвкой в стогах сена или деревенских домах, куда они стучались под вечер (по воспоминаниям конструктора, им нигде ни разу не отказали). Затем путешествия на «Москвиче» (который Ковалёв мог разобрать и собрать с закрытыми глазами). Потом дача под Питером (её он построил своими руками).

С Тамарой он познакомился в Средней Азии — оба оказались в эвакуации. Сергей чудом пережил первую, самую тяжёлую зиму в блокадном Ленинграде. До конца дней вспоминал вкус киселя из столярного клея и буржуйку, которую по наитию соорудил летом 1941-го и которая спасла семью. Топили квартиру мебелью и книгами. Благо имелась богатая библиотека на нескольких языках. Ковалёв, к слову, в совершенстве знал немецкий благодаря немке-гувернантке, которая занималась с ним с 5 лет. Родители же будущего конструктора были из «бывших»: отец — царский морской офицер, дед по линии матери — штабс-капитан.

«Побывал в точке прицеливания»

Членов семьи Ковалёва эвакуировали из Ленинграда в разное время и в разные места. Сергей сразу попал в больницу с диагнозом «дистрофия». Когда нужно было преодолеть порог палаты, приходилось с помощью рук переставлять сначала одну ногу, затем вторую. К удивлению врачей, он оказался «живчиком» — восстановился быстро.

В 2000-х годах после планового осмотра 87-летнего конструктора медики вновь удивлялись: «Сергей Никитич, вы посвежели. В санатории побывали?» В действительности же Ковалёв вернулся с очередного морского испытания, где он был одним из руководителей.

«Акула», вид с правой раковины.
«Акула», вид с правой раковины. Фото: Commons.wikimedia.org

В родном питерском ЦКБ «Рубин» (ныне АО «ЦКБ МТ «Рубин») он работал главным конструктором, вплоть до своей кончины в феврале 2011 года. Десятилетиями приходил в один и тот же кабинет. Там и создавал самые мощные подводные лодки в мире. Создавал, не имея в распоряжении навороченных компьютерных программ.

Коллеги восхищались его скромностью и тонким юмором — когда Ковалёва пригласили на открытие его бюста, тот ответил: «Не приеду, нас двоих там будет слишком много».

К переменам, когда холодная война сменилась братанием с американцами, относился весьма насторожённо. Впервые за океан Сергей Никитич попал в самом начале 1990-х. Принимали его на высшем уровне, обхаживали с недвусмысленными намерениями. А после экскурсии по Белому дому поинтересовались, какие у русского конструктора впечатления. Ответил Ковалёв со свойственной ему иронией: «Фантастические! Впервые побывал в точке прицеливания».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах