Немногим в эти предновогодние дни приходит мысль о том, что можно действовать по-другому. Ведь есть тысячи детей, которым в новый год некому положить подарок под ёлку. В своем доме, в офисе «АиФ», мы попытались осуществить мечту нескольких десятков ребят из детских домов. Они написали нам о том, что бы хотели получить от Деда Мороза, а мы сами или с помощью друзей редакции купили книги и духи, спортивную форму и коньки, швейные машинки и посуду. Спасибо всем, в том числе Компании «Кока-Кола».
Кстати, сотрудники этой компании вместо корпоративных подарков решили делать новогодние благотворительные взносы в Фонды «Счастливый мир», «Подари жизнь» и Российский Красный Крест.
Пусть благотворительность еще не часть российской культуры, да и люди стали замкнутее на своих проблемах, но ведь ни один кризис не может повлиять на такие чувства человека как сострадание и милосердие и доброта. Так ли это? Почему россияне не доверяют фондам и можно ли брать «грязные» деньги? Об этом «АиФ» поговорил с руководителями благотворительных организаций.
- Почему благотворительность в нашем обществе не носит массовый характер?
Дина Корзун, актриса, учредитель Фонда «Подари жизнь»:
- Мне кажется, что это пережиток прошлого, и надеюсь, ситуация будет меняться. Отчасти это связано с нашей культурой, как бы ни парадоксально это звучало. Мы считаем себя отзывчивыми русскими людьми с большой доброй душой. Но благотворительность у нас не в чести. Многие оправдываются - я же сам плохо живу, мне самому не хватает, чего еще я буду думать о ком-то. Но ведь другому может быть гораздо хуже, чем тебе! Вот в чем смысл благотворительности, и это надо прививать с самого раннего возраста - помогать другим, уметь делиться. На западе этому учат с детского сада. Мне рассказывала одна моя знакомая, у которой ребенок ходит в детсад в лондонском районе Челси. Там дети Мадонны учатся и других богатых людей. И этим малышам говорят: принесите завтра печенье, мы будем собирать подарки для детей-сирот.
Мы же стараемся оградить своих детей, не рассказываем им о бедности и о том, что у кого-то нет еды и игрушек.
Раиса Лукутцова, Председатель Российского Красного Креста:
- Не смотря на то, что у нас очень много богатых и обеспеченных людей, получается, что пока не произойдет какое-то несчастье или какая то беда, они не понимают, что есть те, кому очень плохо. А вообще помощь в основном оказывают люди среднего достатка и пенсионеры. Я часто вспоминаю опыт Беслана, когда в российский «Красный крест» приходили сотни людей ежедневно. И одни богатые люди приносили по 10-15 тысяч долларов, а пенсионеры приносили по 100 рублей, дети - по 10. И если на весах оценить одну и другую сумму, то они, конечно, равнозначны. Потому что люди, получая даже самые минимальные деньги, старались пожертвовать какую то сумму тем, кто в ней нуждается больше.
- Почему в нашей стране не очень широк круг публичных людей, которые вовлечены процесс благотворительности?
Ольга Павлыгина, исполнительный директор Фонда «Счастливый мир»:
- Когда люди не сталкиваются с проблемой, то они очень далеки от неё. Они не видят детей, которые находятся в больнице. Они не видят инвалидов на улице. Потому что в России инвалидов вроде бы нет, потому что они заперты в своих квартирах. А у них, у публичных, достаточно обеспеченных людей, стабильная сытая жизнь. Они просто не задумываются над этим. Я не хотела бы желать никому прийти к благотворительности через потерю или трагедию. Но именно так, к сожалению, к нам приходят известные люди.
Дина Корзун:
- Очень многие участвуют, сами всё организовывают и доводят до конца благотворительные программы. Я знаю представителей шоу-бизнеса, которые годами поддерживают «свой» детский дом. Просто они об этом мало рассказывают
Раиса Лукутцова:
- Та же Алла Пугачева и тот же Филипп Киркоров и Константин Эрнст много жертвуют, но это все проходит без афиши. Что касается бизнес структур, то, к сожалению, наше налоговое законодательство не дает льготы тем организациям, которые активно участвуют в такой благотворительности.
- Изменилось ли в этом году в связи с кризисом отношение людей к благотворительности?
Дина Корзун:
- Есть некоторые изменения. Прежде мы получали огромную поддержку от юридических лиц, большие компании присылали нам средства на счет на поддержку конкретного ребенка или на покупку оборудования, лекарств. В этом году они как бы приостановили свою помощь. Но при этом мы стали получать огромное количество небольших пожертвований в размере 1000 рублей. Со всей страны. Всю отчетность мы всегда вывешиваем на нашем сайте. Мы - прозрачный фонд, каждый может увидеть свою фамилию и свою сумму пожертвований.
- Если вы узнаете что деньги, переданные в фонд, заработаны не честным путем, вы откажетесь от подобной возможности?
Ольга Павлыгина:
- Мы не задаем таких вопросов, потому что у нас мы еще не дошли до той высочайшей точки, когда благополучатели выбирают, от кого брать деньги.
Раиса Лукутцова:
- Я сразу отвечаю однозначно – мы, конечно, откажемся. Мы очень дорожим своей эмблемой. И, как правило, к нам идут люди порядочные, честные, которые хотят помочь через «Красный крест»
- Как отличить реальный фонд от мошенников?
Ольга Павлыгина:
- Прежде чем перевести деньги в какой-то фонд, я бы советовала зайти на сайт этого фонда и некоторое время понаблюдать за работой. На сайте фонда вы всегда должны видеть конкретную просьбу конкретного ребенка или взрослого. И, безусловно, вы должны видеть отчеты. Это можно сделать очень просто – послать маленькую сумму в тот фонд и проследить путь этих небольших денег. Поступление, использование и так далее. Отчетность у благотворительных фондов должна быть публичная, и она должна быть детальная. Это очень важно.
- Приходилось ли вам убеждать людей что необходимо давать деньги на благотворительность?
Дина Корзун:
- Уговаривать? Я не уговариваю никого никогда. Я просто сама уверена, что надо помогать и детям, и взрослым, инвалидам, людям которые терпят насилие в семье тоже. Для применения добра и сострадания огромное поле для деятельности. Я просто говорю: «Помогите, если можете. А не можете, все равно добра вам».