Мир стремительно стареет. В развитых странах доля людей старше 60 лет составляет уже более 20%, а в Японии - все 30! Там для стариков созданы все условия в домах престарелых. У нас же про тех, кто туда попадает, говорят, мол, семья их выкинула... Но ведь в жизни может быть всякое. на наших глазах случаются войны и теракты, в них гибнут молодые люди. Куда пойти их пожилым родителям? Кто им поможет? Об этом размышляют эксперты «АиФ».
В августе в Воронеже прошло заседание Госсовета, посвящённое проблемам пожилых людей. Для того чтобы российские граждане не боялись старости, будет разработана специальная стратегия.
«В России сегодня есть 250 000 мест в домах престарелых и инвалидов. Своей очереди в них дожидаются почти 18 000 человек, - рассказывает Алексей Сиднев, совладелец компании, управляющей сетью пансионатов для пожилых людей. - Проблема нехватки мест будет только нарастать».
Пожилых людей в стране становится всё больше: по данным Минтруда, доля населения старше трудоспособного возраста выросла с 20,4% в 2004 г. до 23,1% в 2013 г. А. Сиднев считает, что построить к 2030 г. необходимо ещё 250 000 мест - ведь многие уже существующие дома нуждаются в переделке. «Большинство было построено в 60-70-е гг., но даже те, что появились недавно, строились по старым стандартам, - говорит он. - А мировые стандарты изменились - теперь у каждого человека должна быть своя комната и 45 м2 общей площади на человека». Россия вообще очень отстаёт от других стран по такому показателю, как количество мест в домах престарелых на тысячу жителей старше 65 лет. В нашей стране их 14, во Франции - 52, в Германии - 33. Даже Китай скоро оставит Россию далеко позади: там запущена программа строительства домов престарелых на 3 млн мест.
Рай не для всех
Конечно, если хорошо поискать, можно и в нашей стране найти поистине райские уголки, обитателям которых старость - в радость. К примеру, геронтологический центр в Переделкине. Вот уж где соблюдены все мировые стандарты! Центр существует с 1922 г., в советское время там комфортно старели высокие партийные деятели. С комфортом здесь до сих пор всё в порядке. Палаты одноместные или двухместные, есть и люксы - почти квартирка с двумя комнатами, прихожей, отдельным санузлом и лоджией. Центр рассчитан на 250 проживающих.
Обитательница одного из таких апартаментов, полковник милиции в отставке Лидия Владимировна Лебедева, перевезла в Переделкино из своей квартиры в Москве любимую коллекцию ваз, картины и почётные грамоты. Она попала сюда благодаря бывшему месту работы - у МВД есть договор с геронтологическим центром. И теперь у Лидии Владимировны есть две залитые солнцем комнаты, выходящие в сад, интересные соседи, постоянный контроль со стороны медиков и очень насыщенная культурная жизнь. Обитателей переделкинского центра постоянно навещают с концертами и спектаклями, самых крепких ветеранов вывозят в свет: и в театры, и в музеи. Любители огородных занятий возделывают свои грядки или прогуливаются по аллеям, кормят белок. Отделение для оздоровительных и восстановительных процедур могло бы поспорить по оснащённости с элитным курортным санаторием. Гидрокомплекс, например, имеет подводный массаж, душ Шарко. Есть только одно «но» - чтобы попасть сюда, надо иметь за плечами работу в о-о-очень важных госорганизациях и не на последних должностях.
Дом? муравейник!
А перед теми сотнями тысяч стариков, которые на благо родины трудились не в чиновничьих креслах, а на полях, заводах, в школах и больницах, распахнут свои двери самые обычные богадельни (при условии, что будут места). А там не то что массажных ванн - самого необходимого не хватает. В этом убедились волонтёры фонда «Старость в радость». Каждые выходные они наносят визиты в свои подшефные дома престарелых (их уже 140 по всей России). И после каждой из таких поездок - лавина просьб о помощи: тут кровати совсем старые, там стиральная машина сломалась. «Бывает, органы соцзащиты не выделяют домам престарелых по 2-3 месяца деньги на памперсы, - рассказывает Лиза Олескина, директор и основатель фонда. - Некоторые старики вынуждены покупать их себе на те крохи, что остаются у них после вычитания 75% пенсии за проживание в доме престарелых. А начинали мы с того, что старались хотя бы организовать досуг для них. Им же нечего делать, и единственное, что остаётся, - лежать на кровати и медленно угасать».
Государство одной рукой подписывает декларации о стратегии по улучшению жизни пожилых людей, а другой спускает указания к сокращению расходов на них же. «Дома престарелых укрупняют, - печалится Лиза Олескина. - Бабушкам хорошо в маленьких семейных домах, но в таких местах содержание стариков обходится дороже. В среднем по 30 тыс. руб. в месяц. А в крупных домах - по 17-18 тыс. в месяц. Мы, например, в одной из соседних с Московской областей навещаем 2 дома престарелых: один на 600 человек, другой - на 550. В одном - 300 лежачих, в другом - 400. И санитарки там просто сбиваются с ног, чтобы успеть хотя бы перестелить кровати. Да и их сокращают. В Смоленской обл. сейчас в одном доме престарелых в отделении на 100 лежачих на ночь остаются лишь две санитарки».
С января нынешнего года урезали финансирование домов престарелых на 33%. А это значит, что и так безрадостная старость их обитателей станет беднее и смертельно опаснее. Россия словно взяла девизом название одного из голливудских фильмов - «Старикам здесь не место».
Для счастья иногда нужно совсем немного...
Участие и помощь простых людей
Волонтёры через социальные сети
Нижегородка Оля Смирнова с группой единомышленников, собравшихся по соцсетям, посещают стариков, приносят им подарки, общаются. Сегодня под их постоянной опекой два дома престарелых и дом ветеранов. В тех же соцсетях две девушки из Воронежа - Ника и Мария - создали группу «Помощь одиноким старикам»: «Старикам не так-то и много надо. Немного внимания и простейшие бытовые вещи, так как пенсия многим не позволяет даже нормально питаться. Каждый из нас может помочь!!! Ведь одна улыбка пожилого человека - это так много!»
Общественные движения
В этом году «Соцгороду», созданному в Челябинской области, исполнилось 15 лет. Столько же лет на базе этого движения работают тимуровцы. Нарубить дров, убрать снег, принести воды, прополоть грядки - всегда пожалуйста. В Архангельской области создан проект «Если не я, то кто?», который объединил пенсионеров-тимуровцев, готовых прийти на помощь своим одиноким ровесникам. Желание пермских волонтёров, чтобы у обитателей домов престарелых были внуки, переросло в движение «ВнУчкИ». Молодые люди берут под опеку стариков и ухаживают за ними.
Бесплатные столовые
Столовая благотворительной организации «Милосердие» открылась в Красноярске в 1997 г. Сначала кормили бездомных детей, а потом и бедных стариков. «Мы существуем только на пожертвования добрых людей и, к сожалению, не в силах потянуть всех пенсионеров города. Поэтому обслуживаем жителей только нашего района и абсолютно всех детей до 14 лет», - говорит руководитель Ирина Серебрякова. При столовой создан магазин «Всё за спасибо». Горожане приносят сюда ненужную одежду, игрушки, мелкую бытовую технику, которые можно взять совершенно бесплатно.