Город Курильск лежит на одной параллели с Астраханью. Однако в те дни, когда астраханцы изнывают от жары, курильчане кутаются в плащи, защищаясь от холодного секущего дождя. А зимой тут вообще не столько живут, сколько выживают. Чтобы понять, чего ради, специальный корреспондент «АиФ» наведался на Итуруп, самый большой остров Курильской гряды.
Пасха без яиц
В летние месяцы теплоход «Игорь Фархутдинов», курсирующий между Сахалином и Курильскими островами (они входят в состав Сахалинской области), пассажиры берут штурмом. И это несмотря на приличную стоимость билетов - от 4 до 8 тыс. руб. Лето - время путины и отпусков, а также вступительных экзаменов в вузы. Бывает, что судно подходит к очередному причалу, где толпятся десятки людей, которые надеются подняться на борт, а мест уже нет - каюты забиты под завязку. Впрочем, этой весной в помощь «Фархутдинову» выделили ещё один теплоход, и курильчане вздохнули с облегчением.
«Транспортное сообщение - одна из главных наших проблем, - говорит Татьяна Белоусова, глава муниципального образования «Курильский городской округ». - Теплоход курсирует раз в четыре дня, но не всегда может подойти к причалу из-за сложной ледовой обстановки. В прошлом году мы два месяца находились «в блокаде». Нынешней весной вплоть до начала мая бухта опять была забита льдами. Пасху встречали без яиц: их не было в магазинах, так же, как кисломолочных продуктов. Почти всё продовольствие к нам завозят с материка».
Аэродром на Итурупе есть, но принадлежит он Министерству обороны. Принимает и гражданские рейсы, правда, летают они нерегулярно. Дело опять же в погоде: частые туманы и метели не всегда позволяют самолётам сесть. Зато служат своего рода маскировкой, что только на руку военным. В своё время японцы использовали этот аэродром для взлёта лётчиков-камикадзе, чьё возвращение не планировалось. А рядом, в бухте Касатка, осенью 1941 г. пряталась японская флотилия, которую американцы искали и не могли найти целую неделю. Затем эти корабли участвовали в атаке на американскую базу Пёрл-Харбор…
Сейчас местные жители с нетерпением ждут открытия всепогодного аэропорта «Итуруп». С гордостью говорят, что это будет первый в России аэропорт, построенный «с нуля» за последние 60 лет. Его строительство завершат осенью, дальше пойдут согласования, получение сертификатов и т. п. Как только полетят регулярные рейсы, «блокада», уверены островитяне, прекратится. А вместе с нею - и перебои со снабжением.
Адвокат в бараке
Нам повезло: путь морем от Сахалина занял «всего» 19 часов. Вот и столица Итурупа - город Курильск. По сути, одна длиннющая улица, бегущая вдоль массива холмов. Дома в основном двухэтажные, выше строить нежелательно - регион сейсмически опасен. В гостинице висит памятка, как вести себя в случае землетрясения, а на улице стоят указатели, где укрыться при надвигающемся цунами. Тут и там попадаются магазинчики: претенциозные «Вега», «Аргунь» и «Арагви» перемежаются простецкими «Палычем» и «Кузьмичом».
Асфальтовая дорога в Курильске начинается от порта и заканчивается километра через три. Дальше - грунтовка. Но дорожные работы ведутся, да и вообще ощущения, будто здесь воцарилась разруха и населению ничего не остаётся, кроме как медленно спиваться, нет. Люди прилично одеты, пьяных (и тем более бомжей) на улице не видно, в скверике гуляют мамы с колясками, подростки общаются на нормальном русском языке. Что примечательно и даже удивительно - без мата! По мере того как в Курильске кладут асфальт, всё больше детей встают на ролики и скейтборды. Говорят, скоро появятся велодорожки.
Однако судя по тому, что симпатичные разноцветные двухэтажки соседствуют с полуразрушенными хибарами, ещё недавно курильчане знавали времена похуже. «Похуже - мягко сказано. Пять лет назад никакого асфальта и в помине не было, а жильё на Итурупе не строилось 30 лет! - подтверждает Татьяна Белоусова. - Жизнь тут просто остановилась. Город был серый, безрадостный. ЖКХ находилось (да и продолжает находиться) в каком-то запредельном состоянии. Сейчас пытаюсь раскачать местный, с позволения сказать, истеблишмент, убеждаю его внедрять новые технологии. Например, надо очищать свалки, что-то делать с мусором. Мы тут буквально живём на помойке, а так ведь нельзя».
С 2007 г. заработала федеральная целевая программа по развитию Курил, отсюда и перемены к лучшему. Теперь на островах строят жильё, детсады, школы. В Курильске появилась новая больница с современным оборудованием взамен деревянного сарайчика на окраине, где раньше принимали пациентов. Врачей, правда, не хватает. А ведь некоторым специалистам в поликлинике готовы платить до 120 тыс. руб. в месяц! Зарплата работников низшего звена по району в среднем составляет 50-60 тыс. руб. Правда, и цены в магазинах кусаются: пакетик йогурта может стоить 80, буханка хлеба - 50 руб. Огурцы, помидоры и прочие фрукты-овощи - в два, а то и в три раза дороже, чем на московских рынках.
В сфере услуг тоже провал. Скажем, адвокатская контора и парикмахерская в Курильске есть, хоть и приютились они в обшарпанном деревянном бараке. А вот обувной мастерской и прачечной - нет. Чтобы починить туфли или хотя бы заменить на них набойки, местные модницы вынуждены возить их на Сахалин.
Говорят, что горячие источники на Курилах способны вылечить даже бесплодие. Но почему среди туристов так мало японцев? Продолжение - в ближайших номерах.