Примерное время чтения: 6 минут
13122

Привет из 1941-го. Воспоминания участника Таллинского прорыва

Михаил Худолеев.
Михаил Худолеев. / Денис Афанасьев / АиФ

Если бы танкер № 12 был наполнен бензином, жизнь не продолжилась бы. Но в него налили солярку... Вражеский самолёт, бомбивший переправу, попал в цель. Танкер встал на попа и пошёл ко дну, это было недалеко от острова Гогланд, что находится в Финском заливе. Кто мог, бросился в воду и поплыл к соседним кораблям. А сверху - самолёт отстреливал моряков точечно. Михаил Худолеев взглянул на барахтающихся в мазуте людей и решил плыть к острову. Недалеко, всего километров 10 или 15. Самонадеянному парню было 20 лет. С начала войны прошло несколько месяцев.

Он успел до войны закончить один курс Выс­шего военно-морского училища им. Фрунзе (когда-то морской кадетский корпус, созданный ещё Петром Великим) и занять призовое место в спартакиаде военно-морских учебных заведений. Показал хорошие результаты в соревнованиях по плаванию в одежде (50 метров преодолел за 40 секунд). И решил применить навыки на практике. Но Балтика осенью катит холодные воды. И с какого-то момента стало понятно, что руки-ноги перестают слушаться. Благо, что парня заметили с парового буксира «Клюз». Заметили и подняли на палубу. Вместо мазутных штанов дали робу из парусины (больше ничего не было) и отправили в тёплое место. А там уже грелись семь-восемь человек - таких же пострадавших во время переправы. Они приходили в себя и грели на цилиндрах деньги и документы. 

На суше их уже ждали. Мишу Худолеева после того события отправили в Кронштадт в госпиталь. А потом в родное училище. Из всей роты (100 человек) после той переправы осталось только 20. Сына известного писателя Виноградова сняли с мины, на которой он... спасался. 

Прикрытие крейсера «Киров» дымовой завесой. Август 1941 года Фото: Public Domain

Сейчас Михаилу Фёдоровичу 92 года. Он занимается математикой. Написал несколько книг по вычислению площади криволинейной трапеции. Среди рецензентов его трудов есть знаменитые академики РАН, но Михаил Фёдорович хочет, чтобы его находка попала в школьную программу. Тогда она будет иметь смысл. Однако помимо математики есть у него ещё одно важное дело - сделать всё, чтобы правда о Таллинском прорыве стала известна людям. 

Когда гитлеровские войска напали на Советский Союз, на суше неприятель был уже в Смоленске, а на воде ещё шли бои у самой западной границы. Таллин таким образом оттягивал заметные вражеские силы от Питера.

Таллинский прорыв унёс много жизней. По некоторым подсчётам, 15 тысяч - только военных. А были ещё штатские (возможно, 6-8 тысяч). Михаил Худолеев считает, что это самая кровавая морская трагедия за всю ближайшую историю. Цусима (сражение 14-15 мая 1905 г. вблизи острова Цусима стало самым тяжёлым нашим поражением в ходе Русско-японской войны) унесла 6 тысяч жизней, Пёрл-Харбор (7 декабря 1941 г. Япония напала на Пёрл-Харбор - гавань на острове Оаху (Гавайи), что послужило поводом для вступления США во Вторую мировую войну) - свыше 3 тысяч жизней. Про это все знают. Должны знать и о Таллинской операции. С самого начала высшее руководство её «замяло»: отступление должно было прикрываться с воздуха. Но в небе почему-то «работала» только вражеская авиация.

Молчание, длившееся десятилетия, видимо, переполнило чашу, и первым рассказал об этом Радий Зубков в книге «Таллинский прорыв Краснознамённого Балтийского флота». Автор - контр-адмирал в отставке, участник Великой Отечественной войны. В 1944 г. тринадцатилетним юнгой-рулевым служил на сторожевом корабле «Ураган» Северного флота. Таллинский прорыв - это эвакуация из города в августе - сентябре 1941-го на кораблях и судах войск, оборонявших Таллин, части его гражданского населения, а также вывод из глубокого тыла противника в Кронштадт корабельного боевого ядра флота. В ходе прорыва флоту пришлось преодолеть ожесточённое противодействие врага, понеся при этом большие потери в людях, кораблях и судах, но сумев доставить в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград 64% людей и 72% кораблей и судов, вышедших из Таллина. Спасение 16 тысяч человек с погибших кораблей и судов и перевозка с островов Финского залива в Кронштадт 11 тысяч спасённых - бессмерт­ный подвиг моряков-балтийцев. Что же помнит о том времени (кроме своего чудесного спасения) Михаил Худолеев?

В июне 1941-го он с сокурсниками проходил практику на учебном корабле «Комсомолец» в Выборгском заливе. На то воскресенье были назначены шлюпочные соревнования. Их почему-то отменили. Комсостав ходил какой-то озабоченный. А в полдень курсантов собрали, и все стали слушать по радио выступление Молотова. Это было начало Великой Отечественной. Из нескольких рот сформировали батальон особого назначения - 400 человек. «26 июня мы прибыли в Таллин - на главную базу военного флота. Это были ключи от Финского залива, - рассказывает Михаил Фёдорович. - Город оказался в глубоком тылу врага. Мы держали оборону до 28 августа 1941 года. Тогда как Смоленск был занят 16 июля. Мы оттягивали неприятельские силы от Ленинграда. И первые налёты на Берлин в начале войны были совершены лётчиками Балтийского флота под командованием полковника Преображен­ского. Он потом стал Героем Советского Союза». 

А Михаил Худолеев стал лауреатом литературного конкурса «Факел памяти» с пьесой, посвящённой этому событию. В родном военно-морском училище силами родственников погибших курсантов была открыта мемориальная плита. Однако своё дело завершённым старые балтийцы сочтут только после того, как будет открыт настоящий памятник и заполнена ещё одна неизвестная страница истории. 

СтоЛИЧНОСТЬ №5 (54), 6 мая 2014. Издается ЗАО «Аргументы и Факты»

Смотрите также: Лучшие книги о 2й мировой войне →

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах