Операция «паспорт»
Кроме того, для местных жителей пока не решён вопрос с оформлением документов для заграничных поездок. Ведь в старые загранники государства, не признавшие вступления Крыма в состав РФ, отказываются ставить свои визы — и многие крымчане оказываются попросту «невыездными». И это уже становится для многих местных жителей серьёзной проблемой. Трудность совсем не в том, что заграничный отдых жителям Крыма пока только снится. Дело в другом — в условиях постоянно растущей безработицы немалое число мужчин в последние годы начали наниматься моряками на иностранные суда. «У меня три паспорта, выданных Украиной, и теперь вот новый, выданный Россией, — рассказывает боцман из Севастополя Алексей Бородин, ласково поглаживающий пахнущую типографской краской красную «корочку». — Забавно вышло: в прошлом году я уходил в море из Украины, а вернулся уже в РФ. Но если с общегражданским паспортом всё просто, то как быть с паспортом моряка? Этого мне никто не может объяснить…».
Также не ясна судьба тысяч людей, проживающих на полуострове, но официально зарегистрированных в украинских областях. Кто-то говорит, что они могут претендовать на российское гражданство наравне с крымчанами, по другой информации эти люди, не по своей воле зависшие в безвременье, не получат новые документы автоматически, а вынуждены будут доказывать свой «местный» статус при помощи свидетельских показаний и других аргументов. Сами они пока находятся в замешательстве, не понимая, что именно им сейчас нужно делать.
Не до конца ясно, как будет происходить процесс переоформления всей частной собственности в республике. Ведь даже для перерегистрации автомобилей потребуются немалые силы. При этом водители уже сейчас опасаются некоторых действующих в России норм. К примеру, на полуострове, где летняя жара часто зашкаливает за +37С , большинство автомобилей полностью затонировано, иначе внутри машины можно свариться. Российскими же законами такая тонировка запрещена.
Из гривны в рубль и обратно
Ещё больше вопросов возникает с бюджетными отчислениями. Так, живущие в соседних квартирах симферопольки Ольга Ивановна и Тамара Константиновна вместе пошли на почту за пенсиями. Однако одна из них получила на четверть больше, чем подруга. По официальной информации крымские пенсии окончательно уравняются с выплатами в прочих регионах страны только к июню. В рублях, конечно же.
Но в данный момент большинство крымчан предпочитают пользоваться привычными гривнами. Цены в магазинах написаны в обеих валютах, но курс часто меняется и стоимость приходится пересчитывать. В результате подсчётов крымчане поняли: тратить рубли оказывается менее выгодно. Поэтому даже получив на руки рубли, они идут в обменники, чтобы купить гривны.
В целом же полный перевод экономики на российские деньги может произойти здесь даже быстрее, чем это было запланировано. Так, Рустам Темиргалиев, первый заместитель председателя Совета министров Крыма, сообщил на прошлой неделе, что в случае вполне вероятного скорого дефолта Украины переход на рубли будет ускорен — в связи с резким падением гривны. А изъятие из оборота гривневой массы случится в таком случае даже ранее анонсированной даты 1 января 2016 г.
Сложнее всего пока что приходится средним и мелким коммерсантам. Многие из них уже прогорели или стоят на грани разорения. «Моя фирма торговала красками, лаками и другой подобной продукцией, — объясняет успешный в недавнем прошлом бизнесмен, ставший этой весной банкротом, Сергей Уткин. — Продукцию мы завозили из Винницкой области. Сейчас её просто негде взять — импорт с Украины перекрыт, а доставка из России через керченскую переправу автоматически поднимает цену на 20 процентов, к чему не готовы покупатели. Такая же ситуация наблюдается у многих моих знакомых. Нечем платить арендную плату и зарплату работникам. Надеемся, что новые власти окажут реальную помощь, а разговоры о свободной экономической зоне и введении у нас офшора без налогов и сборов, не останутся просто словами».
Киевская сторона, запрещающая своим коммерческим структурам работать на полуострове, усложняет жизнь не только людям, но и животным. Например, один из украинских банков, заморозивший счета крымских зоопарков, фактически обрёк его питомцев на голодную смерть. Власти республики обещали выделить средства на решение этой проблемы.
Поработать на отдых
На помощь большой России рассчитывают и предприниматели от турбизнеса. Ведь от того, как пройдёт предстоящий сезон, зависит будущее владельцев и работников отелей, ресторанов и других объектов отдыха. Жители самых известных курортов республики — Ялты, Евпатории, Алушты, Судака, Коктебеля и других мест, жизнь которых практически полностью зависит от числа отдыхающих, с замиранием сердца ждут гостей и инвестиций. «Если гостиницы и даже пляжи мы можем привести в должный вид своими силами, то дороги, практически не ремонтировавшиеся с советских времён, нужно чинить за счёт бюджета. Кроме того, надо организовать программы, рассказывающие людям о том, что здесь можно не просто гулять и купаться, а серьёзно поправить здоровье. Ведь Евпатория, к примеру, славится полезнейшими грязевыми источниками, — рассказывает Александр Ежов, владелец частного пансионата в Евпатории».
Здесь же мне рассказывают, что детские лагеря, находящиеся в жемчужине полуострова — на Южном берегу Крыма, вообще могут не ожить, если российские предприятия и организации не захотят отправить сюда подрастающее у своих работников поколение. Ведь последние годы работа этих легендарных объектов отдыха была ориентирована на Украину.
«К сожалению, немало земельных участков в постсоветские времена захватили различные олигархические структуры, — заявляет мне Павел Мазуркевич, недавний активист отрядов самообороны Крыма, решивший теперь посвятить себя антикоррупционной деятельности. — Причём коттеджи, особняки и другие объекты, построенные на этих участках, возводились без необходимых согласований, а нередко и прямо с нарушением закона. К примеру, в Форосе отдельные строения возникли на берегу моря в запретной зоне. Мы будем ходатайствовать об их национализации и передаче на баланс детских оздоровительных учреждений». Правда, как подобная национализация согласовывается с российским законодательством, пока не ясно.
Не менее пугающей темой для турбизнеса стал вопрос логистики пассажироперевозок. Если самолёты уже начали совершать рейсы со сравнительно недорогими билетами в Симферополь (сегодня перелёт в один конец из Москвы стоит около 5 тыс. руб., а к лету цена должна упасть до 7-8 тыс. за полёт туда и обратно), то с поездами ситуация выглядит всё более печально: украинские власти грозят к концу мая полностью перекрыть железнодорожное сообщение между Россией и Крымом, оставив для местных нужд лишь электрички. Паром в этой ситуации не станет спасением: по заявлению экспертов, возможности переправы через Керченский пролив ограничиваются сотнями тысяч человек в год, тогда как на поездах в Крым ежегодно приезжали более 3,5 млн россиян.
«Ждём мост», — с надеждой в голосе заявляли мои собеседники — так, будто и в самом деле надеялись, что мост тут же возникнет перед ними, как по мановению волшебной палочки. Впрочем, после того, как они в одночасье оказались не украинцами, а русскими, у крымчан есть серьёзные поводы верить в чудеса.