Примерное время чтения: 3 минуты
2125

Стоит ли вузам переходить на 4-летку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. Непосильная кредитная кабала как в неё не попасть? 20/12/2017
Александр Иванов.
Александр Иванов. Кадр youtube.com

Александр Иванов, доктор физ.-мат. наук, п­рофессор (Петрозаводск)

Болонская система, по которой студенты получают диплом вуза после 4 лет бакалавриата, была введена в России в 2009 г. Споры о том, нужно ли было это делать, не утихают до сих пор.    

Сломав нашу 5-летнюю систему подготовки, по всему высшему образованию нанесли непоправимый удар. Переход на двухступенчатую модель - сначала бакалавриат, потом два года магистратуры - требует колоссальных финансовых затрат и умения грамотно перестроить образовательные программы. В современной системе высшего образования это просто некому делать. Преподаватели замордованы дикой нагрузкой - их же сократили в разы, там работать некому! Да и зачем надо было ломать то, что работало? Готовьте за 4 года таких же хороших специалистов, которых раньше готовили за 5, и даже лучше - вот что от нас требовали, внедряя Болонскую систему. Но это же глупость несусветная! 

Сейчас ещё не поздно вернуться к тому, что было. Хотя столько уже всего наворочено и перепорчено, что возврат вызовет определённые трудности. Но это всё равно лучше, чем топтаться на месте. Прошло 10 лет с момента принятия этих решений. А что мы имеем? Уровень подготовки абитуриентов, особенно на инженерных специальностях, практически нулевой. Этих детей и в школе недоучили, и в вузе программу на год сократили. Это же имитация высшего образования! На специальность «механизаторы сельского хозяйства» в университете Петрозаводска в этом году набрали всего 4 студентов в бюджетную группу из запланированных 20-25. И у них рекордно низкие баллы ЕГЭ. Какие из них специалисты будут после 4 лет недообразования? Есть и другой нюанс. Инженер, закончивший бакалавриат, - это, по сути, техник, выполняющий шаблонную работу. Но на самом-то деле инженер - специальность творческая. Это конструкторы, технологи высокого уровня. Нам говорят: а мы их в магистратуре подготовим! Но подготовка магистра - штучная работа, там для 5 студентов нужен десяток преподавателей. А где их взять, если и магистратура финансируется по подушевому принципу? То есть этих пятерых учить нерентабельно! Поэтому во многих университетах инженерной магистратуры вообще нет. Выпускают только техников. Причём непонятно каких. 

Мнение автора может не совпадать в позицией редакции

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах