901

Считать ли рекорд «Роскосмоса» достижением?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. Как строили раньше и как строят сейчас? 12/05/2021
Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Восточный.
Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с космодрома Восточный. Commons.wikimedia.org

Россия провела 58 безаварийных пусков космических ракет подряд, повторив рекорд 30-летней давности.

Правда, тогда (с февраля 1992-го по февраль 1993-го) на это понадобился лишь год, а сейчас — 2,5 года. Последняя авария у нас случилась в 2018 г., когда был прерван пилотируемый полёт к МКС. Как раз с того момента и произведено 58 успешных стартов. Стоит ли считать это достижением отечественной космонавтики?

Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики:

— Если оценивать аварийность космических пусков в среднем по странам и временам, то выйдет 5–6%. Особенно много аварий было в первые годы космической эры. Затем их число снизилось, но сейчас вновь выросло — в космос рванули частные фирмы, у которых мало опыта. Когда создаётся новая ракета, риск неудачи всегда высок. Например, много аварий сейчас у китайцев — там по заказу правительства космосом занялись частники.

В России на фоне других стран картина красивая. Но причина не в том, что мы сделали что-то выдающееся, а в том, что снизилось количество пусков в год: если в 2019-м их было 25, то в 2020-м — 16. Мало пусков — мало аварий. В начале 2010-х, когда аварийность подскочила, пусков было гораздо больше, причём тогда запускали много «Протонов», а это самый тяжёлый носитель.

Сейчас уровень аварийности у нас оценивается в 2–3%. То есть эти 58 безаварийных пусков подряд вполне укладываются в статистику. И это не значит, что теперь один из ближайших стартов закончится катастрофой. Если вы бросаете монету и 100 раз подряд выпадает решка, в 101-й раз вероятность её выпадения будет всё той же — ½.

Вот кто хорошо оценивает аварийность пусков, так это страховщики, которые всё тщательно высчитывают, чтобы не прогореть. Скажем, последний запуск «Протона» был застрахован на 20% от его стоимости. А если ракету такого же класса запускает компания Илона Маска SpaceХ, с неё берут 4,5%. Примерно столько же платят страховым компаниям французы. Выходит, «индикатор надёжности» российских ракет намного ниже. Возможно, сыграла роль та самая авария пилотируемого «Союза» в 2018 г., которая на сегодня у нас последняя. Это происшествие поставило под сомнение другие запуски. Неудивительно, что время от времени появляются сообщения, что на тот или иной запуск «Роскосмосу» не удаётся найти страховщика.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество