Елена Ленская, декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук РАНХиГС
Проблема с русским языком и математикой - не самая большая неожиданность. Вспомните, кто у нас и 10-20 лет назад, и в благословенные советские времена поступал в педагогические вузы? Далеко не лучшие выпускники школ. А из тех, кто эти вузы заканчивал, учителями школ становились тоже не самые успешные, и именно они сейчас работают в школах. А в странах, которые сейчас показывают высокий уровень образования, - Финляндии, Сингапуре и др., все последние годы велась целенаправленная политика по привлечению в педвузы самых лучших выпускников школ. Например, в Южной Корее такой отбор проходят всего 5% лучших выпускников! Более того, отучившись по педагогической специальности, молодой специалист должен пройти сертификацию. По её итогам только 30% получают рабочие места. Потому что учитель там - очень престижная профессия.
Как привлечь в педагогику самых талантливых? Платить больше денег? Это важно, но главное - в другом. Очень многие хотят, например, стать актёрами. В театрах немного платят, но работать там престижно, хотя и трудно. Молодёжь привлекает то место, где тебя уважают, тебе доверяют, не унижают мелочными проверками. У нас же, если судить по количеству всевозможных проверяющих, доверия учителям нет абсолютно никакого.
Теперь все знают, что у нас 15% учителей никуда не годятся. И что нам делать с этим знанием? Увольнять? Переучивать? Или кардинально менять взгляды и подход к подготовке к этой профессии, пока ещё не поздно что-то исправить?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции