Почему наши граждане перестали жениться и выходить замуж? Почему институт семьи так обесценился? Ведь во всех опросах, отвечая на вопрос «На чью помощь в тяжёлой ситуации вы рассчитываете в первую очередь?», мы называем своих близких.
Александр Мымрин, директор Школы современных психотехнологий:
— По вполне понятным житейским причинам нам всегда казалось, что ценность семьи неизменна. Но реальность, иронизируя над нами, убеждает в другом. Семья в своём духовно-нравственном измерении переживает такой же ценностный кризис, как и всё общество. Почему?
Семья в психологическом смысле — это когда у мужа, жены и их детей, а затем у бабушек, дедушек и внуков есть общее чувство: «мы». Не «я» сам по себе, а «я и мои близкие, которые часть меня»: «мы идём гулять», «мы обедаем», «мы путешествуем» и т. д. Если такого чувства нет, семейный союз распадается либо не создаётся вовсе.
Почему сейчас это чувство общности начало исчезать? Люди засыпаны шквалом некачественной и ненужной им информации. Её надо как-то упорядочить, справиться с лавиной, в которой перемешаны достоверные факты и фейки. Но на это порой уже не хватает сил — вся энергия уходит на выживание в безумно усложнившемся мире. До семьи ли тут? Сцепить своё «я» с «я» другого человека уже нечем. И возникает безразличие: зачем идти в ЗАГС, если можно просто жить совместно? Человек не хочет ощущать себя частью семьи, но при этом хочет быть счастливым. А ведь, к слову сказать, изначальный смысл слова «счастье» — «быть с частью» другого человека или группы людей.
Разве не хотим мы больше быть счастливыми? «Хотим!» — ответит каждый. Тогда почему происходит обратное? СМИ, Интернет создают картинку, где культивируют чувство индивидуального успеха, личных достижений. Сюжетов, культивирующих чувство «мы», значительно меньше. Всё индивидуализируется — и тем самым мы сами создаём себе ловушку. Квазилиберальная максима «человек свободен от всех обязательств, в том числе и от семейных» звучит как приговор. Конечно, нам интересен герой фильма, который, скажем, отомстил за гибель своей семьи, покарал убийц. Однако это, по сути, рассказ об одиночке, а не о подвиге семьи. Нам нужны не только такие подвиги, но и простые рассказы о семье как о целостной картине мира, удерживающей его от распада.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции