В СМИ, в интернете — везде идут сборы денег на помощь детям, страдающим тяжелейшими заболеваниями.
В СССР, помнится, никто таких сборов не устраивал, хотя больных детей было не меньше. Да, сегодня и у государства есть фонды вроде «Круга добра», куда премьер Мишустин недавно распорядился выделить дополнительно 22 млрд руб. Но успевают ли они помочь всем?
Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО ОП РФ:
— К сожалению, цены на лекарства для детей с тяжёлыми заболеваниями порой доходят до миллионов долларов. Из-за такой безумной стоимости препаратов государство даже в самых экономически развитых странах не способно покрывать весь спрос. Это первое. Второе — да, человечество развивается, создаются новые лекарства. Однако многие из них являются экспериментальными, с недоказанной эффективностью и неизвестными побочными эффектами. Конечно, родители готовы цепляться даже за крошечную надежду, но государство не может позволить себе идти на такие финансовые риски, потому что оно распоряжается деньгами всех граждан. Поэтому закупает только препараты, одобренные и прошедшие через проверки множества инстанций, в том числе международных. Другое дело — благотворительные фонды. Тут жертвователи понимают, что их деньги, потраченные на дорогое лекарство, могут в итоге не спасти ребёнку жизнь. Но шанс помочь всё равно есть.
У благотворительных фондов много и другой работы. Например, они финансируют исследования новых методик лечения ранее неизлечимых заболеваний. Доказывая, что болезнь можно победить, они привлекают внимание государства, которое берёт дальнейшее финансирование на себя. В России, например, так произошло с пороком сердца. Раньше его помогали лечить только благотворители, а сейчас — за госсчёт.
Вот и получается система, при которой благотворители действуют в связке с государством, компенсируя недостатки друг друга. Что, впрочем, не мешает государству помогать им деньгами. В тот же фонд «Круг добра» направляются бюджетные деньги, полученные за счёт увеличения на 2% подоходного налога для тех, чей доход превышает 5 млн в год.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции