Такая норма содержится в новой редакции закона «О промышленной политике», которую на днях приняли в первом чтении депутаты Заксобрания. Насколько своевременна эта мера? И как будут меняться институты, академии – ведь теперь их программы должны соответствовать требованиям современного производства.
Сергей Цыбуков, гендиректор Научно-производственного объединения по переработке пластмасс им. «Комсомольской правды»
В целом закон правильный. Он определяет, сколько абитуриентов должны принять вузы для обучения по востребованным промышленностью специальностям, что сегодня крайне необходимо. Кроме того, предполагается, что возродятся профориентация школьников, наставничество, различные виды соревнования. Я обеими руками за. Однако надо смотреть на вещи реально. Такой закон хорош при плановой экономике, в стабильных отраслях – энергетике, транспорте – с крупными гарантированными контрактами. У нас же и в городе, и в стране в целом большая часть предприятий работает в условиях рынка. Часто приходится выполнять точечные заказы, требующие участия специалистов определённой квалификации. Поэтому чёткий образовательный заказ вузам сформулировать сложно. Ведь мне как директору нужны хорошо подготовленные кадры здесь и сейчас, а не через 4–6 лет, когда они закончат учиться.
Какой выход? На нашем заводе, где трудится свыше 500 человек, мы нашли его, создав систему обучения непосредственно на производстве. Это позволяет персоналу повысить свой уровень, быть универсальными, участвовать в самых разных проектах. Такое расширение «горизонта» даёт возможность людям ещё и неплохо зарабатывать. Делаем это в сотрудничестве с ведущими вузами города: Государственным университетом, ФИНЭКом, ЛЭТИ, Технологическим институтом. А вскоре намерены создать модель кадрового обеспечения наукоёмких предприятий. Именно за такими проектами будущее. Наука, образование и производство должны работать в одной связке. Но сегодня, увы, они ещё плохо слышат друг друга.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции