Согласно проекту предельные отпускные цены на все жизненно важные лекарства будут перерегистрированы до конца 2020 г. Производители, которые этого не сделают, с 2021 г. не смогут продавать свои лекарства. Тем временем некоторые препараты уже исчезли с прилавков. Что происходит?
Сергей Колесников, президент Ассоциации производителей фармпродукции и изделий медицинского назначения (АПФ):
Да, в последнее время из аптек исчезают импортные препараты. Происходящее пытаются объяснить санкциями, но на самом деле фармбизнес ориентирован на получение прибыли. Если прибыли нет – бизнес сворачивается. Особенно зарубежный, который невозможно привлечь к социальной ответственности.
Начали срываться и тендеры на поставку лекарств – назначенные цены были такими низкими, что желающих принять участие в торгах просто не нашлось.
На этом тревожном фоне проект постановления выглядит странно. Он делает драконовской процедуру перерегистрации препаратов из списка ЖНВЛП: цены на оригинальные препараты будут снижены до минимума, для цен на дженерики начнут применяться понижающие коэффициенты, а норму прибыли ограничат.
Станут ли лекарства от этого доступнее? Скорее, наоборот: чтобы не работать в убыток, зарубежные компании откажутся поставлять на наш рынок часть препаратов из списка ЖНВЛП, а отечественные – снимут невыгодные препараты с производства. Всё это может привести к дефициту «доступных» препаратов, который даже окриком сверху преодолеть будет невозможно.
Чтобы этого избежать, нужно снять с ценового регулирования дешёвые препараты (до 60–100 руб.), сделав порядок регистрации цены заявительным. Тогда производители во избежание длительной процедуры регистрации и более дорогие препараты будут заявлять по цене, при которой не нужна регистрация. А для препаратов нижнего ценового сегмента должно быть предусмотрено введение системы лекарственного возмещения – это тоже позволит снизить цены.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции