Примерное время чтения: 5 минут
18906

Хозяева жизни или изгои?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «Золотая молодёжь»: а есть чем гордиться? 05/04/2017
Роман Носиков.
Роман Носиков. Кадр МТРК Мир

Во-первых, Багдасарян-старший, оплачивающий все штрафы любимой дочери, намерен добиваться возврата ей прав. А во-вторых, у Мары есть единомышленники, которые катаются, показывая, в каком именно месте они видели все эти суды и их постановления.

Роман Носиков, публицист, спецкор Федерального агентства новостей:

«Нечего мне стесняться!»

Один из них, Вартан Саркисов, на пешеходном переходе насмерть сбил мужчину, шедшего в церковь. Другой, Игорь Ишаев — внук Виктора Ишаева, экс-губернатора Хабаровского края, — устроил крупную аварию на МКАД. В ней получил переломы ног его друг и пассажир Мурад Балакеримов. Это брат Карахана Балакеримова, полицейского, что вылетел из МВД за злостное пренебрежение ПДД.

Что хочется отметить в связи с этими событиями? Облажаться может каждый — такова уж природа человека и молодости. Весь вопрос — в отношении к сделанному, в способности принять ответственность, трезво оценив свои действия.

На данный момент из всех перечисленных признал свою вину только Саркисов. Багдасарян всеми способами пытается увильнуть от реального наказания, прочие дерзят обществу в соцсетях. Карахан Балакеримов: «Мы не подчиняемся — мы рождены приказывать!» Игорь Ишаев: «Нечего мне стесняться! Я готов поспорить, что у всех была авария в жизни, но вас тронула именно моя история только потому, что я успешнее, богаче вас?! Ваша зависть от вас так и прёт! Кто вы все такие? Кто вложил это в ваш маленький мозг? Ждите <...> в гости. И даже если вы прячетесь за замочком в соцсетях, это вам не поможет» (орфография авторов сохранена. — Ред.). Судя по его блогам, Игорь уже пересел в новенькую Audi.

О природе неравенства

Все эти высказывания говорят об одном: авторы их свято верят в то, что неровня они всем тем, кто остался там, внизу, на иных социальных уровнях.

И ненависть основной массы граждан к этим гонщикам объясняется вовсе не въевшейся в нас совковой привычкой к уравниловке. На самом деле народ не против неравенства вообще. Народ против очень конкретного неравенства — того, которое не объясняется разумными доводами. Неравенство должно быть обосновано общест­венной полезно­стью — тогда оно приемлемо. Общест­венная полезность того же «успешного» Игоря Ишаева под большим вопросом. Он не произвёл никаких благ, которые могли бы уравновесить его машины и развлечения. Просто сложившаяся система распределила блага, созданные другими людьми, в пользу Ишаева.

Михаил Веллер.

Российское общество, глядя на эти выкрутасы «золотой молодёжи», пытается понять, с какой угрозой оно столкнулось. Но не может выдавить из себя ничего, кроме сакраментального: «Вот уроды!» Беспомощное изумление общества и неспособность определить угро­зу можно объяснить тем, что словосочетание «социальная природа преступности» выпало сегодня из обихода. Даже если мы вспоминаем это выражение, то перед глазами возникает не миллионер в спорткаре, а некто в китайском «адидасе» и с обрезком трубы в руках. Этих «пацанов с района» вроде бы ничего не объединяет с Багдасарян, Ишаевым и прочими «золотыми» мальчиками и девочками. Но на самом деле это две стороны одной медали — сверхрасслоения общества.

В обществе человек, склонный к клептомании, может стать рыбаком или коллекционером. Вне общества он станет вором. Человек, испытывающий удовольствие от убийства, в обществе становится охотником, военным. Вне общества — гопником. Человек, нуждающийся в постоянном выбросе адреналина, может стать лётчиком, космонавтом — если он социализован, или стритрейсером — если он вне общества, если он чужак. Но и мы для него чужаки. Ему чужды наши проблемы, наши законы, наши армия и космос.

Культура, в том числе правовая, — это производная от образа жизни. А он определяется экономическими отношениями, способом добычи материальных ресурсов. Способ этот что у «золотого» мальчика, что у гопника один и тот же — присваивающий.

Дети и из сверхбогатых, и из сверхбедных семей воспринимают общество как враждебный объект. Для сверхбедных оно — машина подавления, лишающая человека судьбы. Для сверх­богатых — парк развлечений, где возможно удовлетворить любой свой каприз.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах