Что такое супервулкан?

Категория:  Явления
Ответ редакции

Ранее считалось, что извержение супервулкана Тоба, произошедшее 74 тысячи лет назад, практически стерло человечество с лица Земли. Однако ученые Института естествознания Общества имени Макса Планка в Германии выдвинули новую версию: природная катастрофа имела не столь ужасающие последствия, как принято считать.

Район вулкана Тоба и одноимённое озеро.
Район вулкана Тоба и одноимённое озеро. Фото: Commons.wikimedia.org

Анонс исследования опубликован на сайте Phys.org. Исследователи изучили место раскопок Дхаба в северной части Индии и проанализировали обнаруженные там отложения, которые охватывают 80 тысяч лет. Ученым удалось обнаружить каменные орудия труда, характерные для эпохи палеолита. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что люди современного типа проживали на этих территориях и до, и после катастрофического извержения в Индонезии, заключают эксперты.

Что за извержение супервулкана Тоба?

Супервулкан Тоба находится на индонезийском острове Суматра. Он обладает самой большой площадью кальдеры (котловина, образующаяся на вулкане после обрушения стенок кратера или в результате сильного извержения): 1775 км2. В этой кальдере находится и самое крупное озеро острова, названо оно в честь вулкана.

Тоба известен одним из сильнейших извержений за последние 25 миллионов лет. Оно произошло около 74 тысяч лет назад, в последнюю ледниковую эпоху. Согласно геологическим данным, в ходе катастрофы вулкан изверг около 3 000 км3 магмы, а общие отложения пепла составили порядка 800 км3. Пепел от извержения обнаружили в отложениях африканского озера Малави на расстоянии в 7 000 км от вулкана.

Считается, что извержение супервулкана спровоцировало возникновение вулканической зимы, которая продолжалась 6-10 лет, и привело к постепенному охлаждению Земли в следующее тысячелетие. Также ученые предполагали, что извержение практически уничтожило человечество и стало причиной так называемого эффекта «бутылочного горлышка»: критического сокращения популяции с последующим восстановлением. Считалось, что численность людей после природной катастрофы уменьшилась до 2 000.

Почему супервулкан так называют?

Хотя термин «супервулкан» достаточно широко распространен, его нельзя считать строго научным. Впервые его использовали в 2000 году в научно-популярном сериале «Горизонт» на Би-би-си, чтобы обозначить крайне мощные вулканические извержения.

С 2003 года вулканологи начали классифицировать как «суперизвержения» те, которые достигали 8 баллов по шкале вулканического эксплозивного индекса. Такие извержения могут иметь катастрофические последствия и менять климат на планете. В среднем такое случается раз в 100 тысяч лет.

От обычных вулканов супервулканы отличаются не только мощностью извержения, но и внешним видом. У супервулканов нет ярко выраженных конусов, они больше похожи на холмы, чем на горы.

Сколько сейчас на Земле супервулканов?

На данный момент на планете существует около 20 супервулканов, о которых знают ученые. Среди самых известных:

• Йеллоустонский вулкан, США — спящий, последнее извержение более 600 тысяч лет назад;
  • Кампи Флегреи, Италия — спящий, последнее извержение в 1538 году;
  • Камчатский вулкан, Россия — спящий, последнее извержение около 1,5 миллиона лет назад;
  • Сакурадзима, Япония — активный, последнее крупное извержение в 1914 году;
  • Лонг-Вэлли, США — спящий, последнее извержение около 760 тысяч лет назад;
  • Мерапи, Индонезия — активный, последнее крупное извержение в 2010 году;
  • Кальдера Валлес, США — спящий, последнее извержение около 60 тысяч лет назад;
  • Тааль, Филиппины — активный, последнее крупное извержение в 1977 году;
  • Таупо, Новая Зеландия — спящий, последнее извержение около 26 тысяч лет назад.