У многих возникает вопрос: что делать с главным документом человека — паспортом — когда его владелец умирает? Юрист Марина Захарова разъясняет, можно ли хранить его дома и стоит ли отдавать третьим лицам.
По российскому законодательству, после смерти законный представитель идет в ЗАГС или МФЦ и предоставляет пакет документов: медицинское свидетельство, заявление и паспорт покойного. Взамен ему выдают государственное гербовое свидетельство и справку о смерти.
«Паспорт умершего имеют право забрать только в ЗАГСе или МФЦ при регистрации смерти, — подчеркивает юрист. — Ни участковому, ни медикам или сотрудникам частных ритуальных агентств нельзя отдавать паспорта умершего — ни российский, ни заграничный».
Эксперт добавляет: хранить оригинал паспорта дома нельзя. Однако на всякий случай можно снять копии с документов.
«Наличие самого паспорта на руках спорящей стороны показывает только тот факт, что она действовала недобросовестно и не сдала паспорт, как это было необходимо сделать по закону», — пояснила она.
Обычно смерть человека регистрируют члены семьи умершего. При их отсутствии документы оформляют родственники, законные представители или даже любой гражданин, который находился рядом в момент смерти. Свидетельство и справка о смерти — важные документы, которые позволят потом вступить в наследство, получить пособие на погребение или страховую выплату или же оформить другие госуслуги.
Медицинское свидетельство о смерти получают в медорганизации в течение суток с момента установления причины смерти человека. Вместо него может быть получено решение суда об объявлении человека умершим, если о его местонахождении ничего не было известно в течение пяти лет. В некоторых ситуациях (пропал без вести с подозрением на гибель) срок сокращается до шести месяцев.
После того как свидетельство о смерти получено, нужно подать заявление на регистрацию смерти. Это можно сделать онлайн через портал «Госуслуги» или же лично, обратившись в МФЦ. Эксперты рекомендуют не тянуть с подачей заявления и сделать это в течение трех календарных дней с момента смерти или дня обнаружения тела. Затем нужно лично посетить МФЦ или ЗАГС, чтобы завершить регистрацию смерти человека и получить соответствующее свидетельство. Эта услуга бесплатна, однако при повторном оформлении свидетельства понадобится заплатить пошлину 350 руб.