Примерное время чтения: 5 минут
878

Как получить электронную подпись? Инструкция

Категория:  Законодательство
Ответ редакции

С помощью электронной подписи россияне могут подтвердить оформление кредита через приложение банка, отправить налоговую декларацию прямо из дома, направить заявление о зачислении ребенка в сад или школу, подать исковое заявление. Какие есть виды ЭЦП и как ее оформить, — в инструкции aif.ru.

Какие есть виды электронных подписей?

Существуют три вида электронных подписей: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Подписи отличаются уровнем защищенности и вариантами использования.

Простая электронная подпись

Этим видом подписи пользуются, порой сами того не зная, многие россияне. Ее формат — пара логин/пароль или разные форматы подтверждения операций, например, код из смс. С помощью авторизации на портале госуслуг граждане подают заявления и получают государственные услуги, а с помощью подтверждения из смс можно подтвердить оформление кредита через онлайн-приложение банка. Простая электронная подпись подтверждает, что документ подписан, однако не гарантирует, что это сделано именно держателем подписи. Уровень безопасности такой ЭЦП достаточно низкий.

Неквалифицированная электронная подпись

В отличие от простой электронной подписи, неквалифицированная представляет собой зашифрованную информацию о ее держателе. Применение средств шифрования позволяет точно определять пользователя и ограничивать доступ к персональной информации — уровень безопасности такой подписи намного выше, чем у простой, из-за сложного набора символов, которые невозможно подобрать вручную. Пользоваться неквалифицированной подписью можно только внутри конкретной системы, и оба участника должны прийти к согласию о ее использовании. Например, этот вид подписи можно оформить через личный кабинет ФНС и пользоваться для обмена данными с ведомством.

Квалифицированная электронная подпись

Из всех видов квалифицированная подпись наиболее защищенная и открывает держателю большее количество возможностей. Ее оформляют только в организациях, получивших сертификаты и аккредитации от ФСБ и Минкомсвязи. Основное преимущество такой подписи состоит в возможности проверить, действовала ли подпись на момент удостоверения документа и когда конкретно ее поставили.

Кто может получить квалифицированную электронную подпись?

ЭЦП доступна для получения гражданам, индивидуальным предпринимателям и организациям.

Где можно получить квалифицированную электронную подпись?

Место получения подписи зависит от того, кто оформляет ЭЦП. В удостоверяющем центре оформить ЭЦП может любой: гражданин, представитель или руководитель организации, индивидуальный предприниматель. Узнать, где в регионе есть такой центр можно на сайте Минцифры: Кроме того, руководители юридических лиц, нотариусы и индивидуальные предприниматели могут оформить ЭЦП через удостоверяющий центр ФНС — для этих категорий оформление бесплатное. Граждане также могут получить электронную подпись универсального использования через приложение «Госключ».

В некоторых регионах есть возможность оформить ЭЦП через МФЦ: организация является посредником между человеком и удостоверяющим центром.

Сколько стоит получить электронную подпись?

Для нотариусов, ИП и генеральных директоров организаций оформление через ФНС бесплатно. Гражданам также не придется оплачивать выпуск сертификата при использовании приложения «Госключ». Во всех остальных случаях — при оформлении через удостоверяющие центры, в том числе через МФЦ, — нужно оплатить услугу по прайсу организации. Важно, что для всех вариантов, кроме приложения «Госключ», необходимо дополнительно приобретать носитель для записи сертификата подписи — токен. Его можно купить в специализированных магазинах и даже на маркетплейсах — стоимость варьируется от 1 до 2 тысяч рублей.

Какие документы нужны для оформления квалифицированной ЭЦП?

Гражданину, чтобы оформить ЭЦП, понадобятся паспорт, СНИЛС и ИНН. Чтобы получить подпись через приложение «Госключ», нужно иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуги», загранпаспорт нового образца и телефон с NFS-модулем. Руководителю или представителю организации понадобятся документы, удостоверяющие личность, а также сведения, подтверждающие полномочия в организации.


Источники:
kaluga.hh.ru
www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10880039/
www.nalog.gov.ru/rn77/goskey/
digital.gov.ru

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах