Что делать, если купил поддельное лекарство?
Вопрос контрафактных лекарственных средств регулярно всплывает в прессе, обсуждается профильными сообществами. Сегодня принимается огромное количество средств и мер, чтобы не допустить на полки аптек поддельные лекарственные препараты. Однако риски все равно сохраняются. И не все потребители точно знают, что надо делать, если купил некачественный продукт. Так как же поступать, если купил поддельное лекарство?
Отвечает юрист, специалист Лиги защиты медицинского права Ирина Гриценко:
— Чаще всего подделывают «сезонные» лекарства. Например, в период осенних и зимних простуд максимально внимательным нужно быть при покупке жаропонижающих средств, препаратов от гриппа и простуды, согревающих мазей и порошков, летом — лекарств от боли в горле и ангины.
Основную часть подделок составляют препараты в ценовом сегменте от 200 до 1000 рублей. В зоне риска также лекарства-дженерики — препараты, которые содержат вещество, схожее с запатентованным. У Минздрава чаще всего возникают вопросы к качеству именно дешевых дженериков малоизвестных производителей.
Как проверить лекарство при покупке
Если вы не уверены в качестве нового дешевого препарата, лучше возьмите проверенный ранее вариант, пусть и подороже. Если подделка некачественная, распознать ее легко. К основным признакам относят:
- нарушение целостности упаковки;
- неровный шрифт;
- орфографические ошибки в инструкции.
Стоит помнить, что проверять все лучше до покупки. Ведь после, несмотря на то, что лекарство — это товар, с его возвратом и обменом могут возникнуть сложности.
Если куплены некачественные лекарства
В деле возврата некачественных лекарственных средств есть свои тонкости. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, лекарства входят в список товаров, не подлежащих возврату. Однако стоит учитывать, что закон регламентирует возможность покупателя вернуть медикаменты только надлежащего качества. А это значит, что, если речь идет о товаре ненадлежащего качества, компенсация возможна.
Кроме того, как и при любой сделке купли-продажи, на страже интересов покупателя стоит Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. Согласно ему, можно вернуть лекарство в аптеку также при условии обнаружения в нем недостатков. В случае сомнения в качестве приобретенных лекарственных средств можно обратиться с жалобой в территориальные органы Роспотребнадзора или на горячую линию организации. В территориальном центре по контролю качества при Роспотребнадзоре проверят препарат в специальной лаборатории, по результатам чего оформят протокол.