О том, чему учили детей в царской семье, сколько грамотных насчитывалось в Российской империи и сколько школ было открыто при Николае II, о немецких преподавателях в России и русских студентах в европейских университетах во второй половине XIX — начале XX века, о благотворительности и попечительстве, о нравственных, духовных и семейных ценностях шла речь на второй сессии XXII Елизаветинско-Сергиевских чтений.
Международная научная конференция «Гессенские принцессы: традиции воспитания и образования в России и Германии. 1840-1918» состоялась в немецком Висбадене, столице федеральной земли Гессен.
«Наш долг — служить и сеять»
«К началу XX века в Российской империи сложилась уникальная система благотворительных, образовательных, медицинских учреждений, комитетов и ведомств. Это был результат многолетней систематической работы, которую вели представители правящей династии вместе с помощниками и сподвижниками, благотворителями и меценатами, — отмечает Анна Громова, председатель наблюдательного совета фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». — Эта система была создана таким образом, что помощь оказывалась всем категориям нуждающихся: детям-сиротам, талантливой молодежи, инвалидам, семьям лиц, призванных на войну, и многим другим».
Передвижная выставка, открытие которой состоялось в Висбадене, посвящена роли августейших благотворительниц — императрицы Марии Александровны (супруги императора Александра II), императрицы Александры Фёдоровны (супруги императора Николая II) и великой княгини Елизаветы Фёдоровны (супруги московского генерал- губернатора великого князя Сергея Александровича) — в развитии российского образования. Особое внимание уделено принципам воспитания в семьях российских императоров.
Спали на походных кроватях
Дети последнего русского царя Николая II воспитывались в классической английской традиции на спартанский манер. Они жили в светлых и просторных, но по минимуму меблированных комнатах, спали на узких походных кроватях, по утрам принимали холодные ванны. Носили практичные и удобные вещи без роскоши.
Императрица Александра Фёдоровна (урожденная принцесса Алиса Гессенская и Прирейнская) контролировала весь процесс образования и старалась присутствовать на уроках своих детей . Сама учила дочерей английскому языку, с раннего возраста приучала не сидеть без дела: рукоделие, молитвы, чтение вслух (в «детских библиотеках» насчитывалось до 4000 книг). Великие княжны стали искусными вышивальщицами и позже вместе с матерью принимали участие в благотворительных базарах в Крыму в пользу больных туберкулезом, выставляя на продажу собственные поделки.
Император Николай II также проводил много времени с детьми: они вместе ездили верхом, играли в теннис и плавали, рисовали, совершали длительные пешие прогулки.
В период Первой мировой войны старшие дочери Ольга и Татьяна вместе с матерью, окончив специальный курс, работали сестрами милосердия в Царскосельском лазарете Красного Креста. Кроме того, они возглавили собственные комитеты: Ольгинский помогал всем воинам, а Татьянинский — беженцам. Младшие девочки, Мария и Анастасия, посещали раненых бойцов для поддержания их морального духа.
Цесаревич Алексей, с рождения больной гемофилией, был окружен любовью и заботой всей семьи. У него были не английские, как это было принято ранее в императорской семье, а только русские няни, чтобы у наследника престола формировался правильный чистый русский выговор. Но строгой дисциплине мальчика из-за постоянных проблем со здоровьем не подчиняли.
О грамоте
Первая общероссийская перепись населения (1897 г.) показала, что средний уровень грамотности по стране составлял 21,1%, т. е. грамотными являлись 26,5 млн человек из 125,6 млн населения. При этом среди мужчин грамотных было почти 30%, а среди женщин — только 13%.
Неодинаковым был уровень грамотности и в разных частях обширной империи. Выше среднего показателя — в прибалтийских губерниях и Царстве Польском, а также в Финляндии (там система образования была издавна поставлена в духе европейской традиции), ниже среднего — на территориях Кавказа и Средней Азии. Россия входила в тройку самых отсталых с точки зрения образованности стран Европы: хуже дело обстояло только в Румынии и Сербии.
«Стремительный рост числа учебных заведений всех уровней наблюдается в период царствования Николая II, — рассказала в своём докладе доктор исторических наук Галина Ульянова, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. — За 15 лет (с 1896 по 1910) было открыто больше школ, училищ, институтов, чем за всю российскую историю до 1896 г.».
Подавляющее большинство средних учебных заведений составляли школы двух типов: классические гимназии и реальные училища. В первых обучение было в основном платным, но часть неимущих детей могла получать стипендии из благотворительного капитала.
«Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность по достижении школьного возраста пройти полный курс обучения в правильно организованной школе», — проект Министерства просвещения под руководством К. фон Кауфмана «О введении всеобщего обучения в России» был внесен на рассмотрение Госдумы в 1907 г. и далее передан для разработки в специальную комиссию. В 1911 г. Государственная дума одобрила законопроект. Но Государственный совет, не согласившись с поправками, отклонил его в 1912 году. А далее начавшаяся Первая мировая война в корне изменила повестку дня.
О семье и деградации ценностей
Многие века семейные отношения базировались на духовно-нравственных, религиозных ценностях. Герцог Гуно Ольденбургский, председатель Ольденбургско-Русского общества, отметил, что «старая» система ценностей практически разрушена и сегодня в Германии традиции семьи и христианского брака находятся под угрозой исчезновения.
«По русской семье страшный удар нанесла революция», — говорит участник конференции Владимир Лавров, доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии. Если в 1913 году на 1000 браков было зарегистрировано 0,15 развода, то в 1926-1927 годах — уже 11, то есть «добились» роста почти в 100 раз!
В колыбели революции Петрограде в 1920 г. количество разводов составило 92 на 1000, а в Москве в 1926 г. — 477 разводов, почти половина от тысячи браков. По мнению В. Лаврова, сегодня исправить демографическую ситуацию только увеличением пособий на детей невозможно. «Покуда в обществе господствует идеология потребления, когда человек хочет жить только для себя, для собственной карьеры и удовольствий, дети, конечно, будут ему только мешать», — считает он.