Сегодня никого не удивишь ток-шоу, на которых работодатели выясняют отношения со своими помощниками по хозяйству, нянями и гувернантками.
Так, Анастасия Волочкова отправила в тюрьму личного водителя, заподозрив его в мошенничестве. Няня детей Александра Малинина публично обвиняла работодателей в том, что ей создали совершенно невыносимые условия и женщине приходилось спать на полу. Домоработницы и кухарки, обслуживающие светских львиц с Рублевки, обвиняют хозяек в надменном к ним отношении.
Возможны ли были подобные скандалы в советское время, когда в состоятельных семьях также трудилась прислуга, которую политкорректно называли «помощники по домашнему хозяйству»? Оказывается, страсти кипели не менее жгучие. Просто их не показывали на ТВ.
Няню детей Сталина чуть не арестовали
Именно в советское время появилось выражение «домработница — внутренний враг». В 1930-х гг. в семьях высоких партийных начальников и военных, понимая, что помощница по хозяйству может слышать их разговоры, старались обсуждать только погоду. Обычно это происходило за столом во время обеда. Члены семьи были уверены, что прислуга сотрудничает с НКВД и в любой момент может написать донос. А значит, ей нельзя было давать лишний повод. Особенно это касалось жителей знаменитого Дома на набережной, где многие квартиры занимали как раз партийные функционеры.
Впрочем, от угрозы оказаться за решеткой не были застрахованы и сами домработницы. Однажды в тюрьму чуть не упекли няню детей Сталина — Александру Андреевну Бычкову. Обнаружилось, что до октября 1917 года женщина была прислугой в доме московского градоначальника, а ее муж работал писарем в царском Министерстве внутренних дел. Александру Андреевну уже уводили люди в погонах, когда это увидела дочь Сталина Светлана. Девочка схватилась за подол няни и так разрыдалась, что ее крик был слышен в соседних помещениях . Светлана и ее брат к тому времени уже лишились родной матери Надежды Аллилуевой. До сих пор историки спорят, были ли это убийство или супругу в ходе ссоры застрелил сам Сталин. Дети остались один на один с казенным миром, лишенным человеческого тепла. Их окружали люди в форме, которые общались с ними по долгу службы. Другое дело — няня. Светлана называла ее «Няка», рядом с ней было уютно, она могла приласкать, убаюкать вечером, встретить из школы горячим обедом. Женщина искренне любила Светлану и ее брата. Дети это чувствовали. Истошные вопли девочки, которая поняла, что «Няку» уводят навсегда, заставили Сталина поменять решение. После трагической гибели Надежды Аллилуевой дочь с сыном и так замкнулись, а если еще убрать из дома «Няку», что тогда с ними делать... Александра Андреевна осталась. Когда спустя 20 лет она умерла, Аллиуева настояла, чтобы ее похоронили на самом престижном кладбище Москвы — Новодевичьем, рядом с ее матерью. Это было самое малое, чем она уже после смерти могла выказать свою любовь той, кто заменил ей мать.
Домработница Ладыниной помогла сломать судьбу актрисы
Увы, известной актрисе Марине Ладыниной, одной из главных звезд советского кино, с домработницей не повезло. Марина Алексеевна была замужем за режиссером Иваном Пырьевым, снявшим фильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки» — в этих фильмах Ладынина сыграла главные роли, принесшие ей невероятную славу. Муж Ладыниной не отличался верностью, и с возрастом романов не становилось меньше. Пырьев заглядывался на все более молоденьких актрис. Ко всему прочему режиссер отличался мстительным характером, и если в ответ на ухаживания ему отказывали, он перекрывал строптивой актрисе кислород в кино — его положение и связи позволяли. Так он сломал не одну талантливую судьбу. В том числе и своей жены. И произошло это не без помощи домработницы. Когда Пырьев в очередной раз увлекся молодой актрисой, Ладынина решила написать письмо в партком — может быть, хотя бы партия наставит режиссера на путь истинный. Написать-то письмо она написала, но отправлять передумала и выбросила в мусорное ведро, где его обнаружила домработница. Она передала письмо самому Пырьеву, а заодно растрезвонила его содержание десятку других домработниц, работавших в элитной высотке на Котельнической набережной.
Пырьев не только развелся с Ладыниной, выгнал ее из квартиры и лишил совместных накоплений, он добился, чтобы актрису больше не снимали. А сам вскоре снова женился на актрисе, которая была на 30 лет его моложе.
Садовник увел молодую жену поэта Ошанина
Но, пожалуй, самая драматичная история с участием домашних помощников произошла у известного советского поэта-песенника Льва Ошанина, написавшего «Течет река Волга», «Дороги», «Солнечный круг». Прославленный поэт читал лекции студентам и в свои 50 с лишним лет воспылал чувствами к одной из слушательниц. «Бес в ребро» заставил Ошанина развестись с супругой Еленой, внучкой писателя Глеба Успенского, после почти тридцати лет брака. Супруга была так потрясена предательством Льва Ивановича, что наложила на себя руки. Ошанин же привел к себе в дом в легендарном подмосковном писательском поселке Переделкино ту самую студентку, которую провозгласил своей музой.
Дом свой в Переделкино поэт любил. Ему нравилось, что у него один из самых красивых в поселке цветников. За цветами ухаживал опытный садовник, молодой крепкий мужчина. С которым в итоге и закрутила роман молодая муза поэта. Мог ли ее осуждать Ошанин, недавно предавший свою жену после стольких лет брака и ставший причиной страшных непоправимых событий? Как выяснилось, мог — он выгнал из дома и садовника, и молодую жену. А дальше было 30 лет одинокой жизни, за которые Ошанин в воспоминаниях наверняка не раз возвращался к трагическим событиям. Его дочь от первой супруги уехала в Америку. Сын умер раньше его. Сам поэт в одиночестве скончался в 1996 году. Цветник его уже не был лучшим в поселке. Садовников он больше не приглашал, хотя уже не было в доме молодой жены и опасаться измен не стоило.