Примерное время чтения: 8 минут
1538

Вместе с рабочими везли гробы. 100 лет назад открылся Панамский канал

Фотография шлюзовых ворот на Панамском канале.
Фотография шлюзовых ворот на Панамском канале. www.globallookpress.com

Ровно сто лет назад, 12 июня 1920 года, состоялось официальное открытие Панамского канала. Иногда его называют восьмым чудом света, и не зря: этот инженерный проект стал одним из самых сложных в истории человечества и оказал важнейшее влияние на развитие судоходства и экономики не только Западного полушария, но и всего мира. Рассказывая краткую историю строительства Панамского канала, АиФ.ru предлагает вспомнить, чем примечательны другие искусственные водные пути, проложенные человеком. 

От скандала до канала

Первая попытка прорыть судоходный канал на Панамском перешейке была предпринята в 1879 году французом Фердинандом Лессепсом, под руководством которого построили Суэцкий канал. Но проект оказался неудачным, организация труда оставляла желать лучшего, а стоимость работ недооценили: к 1888 году на строительство потратили почти в 2 раза больше средств, чем предполагалось, а выполнена при этом была лишь треть запланированного. Кроме того, строителей косили инфекционные заболевания: малярия и жёлтая лихорадка. От них погибло около 20 тысяч человек. Как писали тогда газеты, одновременно с рабочей силой из Франции везли готовые гробы. 

Разрез Кулебра Панамского канала.
Разрез Кулебра Панамского канала. Фото: www.globallookpress.com

Строительство канала было остановлено, вокруг проекта разразился так называемый Панамский скандал. Фердинанда Лессепса обвинили в мошенничестве, дело передали в суд, и в ходе процесса вскрылись факты коррупции и подкупа должностных лиц. Компания обанкротилась, а Лессепс вскоре умер. 

В 1904 году за проект взялись Соединённые Штаты, которым было необходимо усилить своё влияние в регионе. Предварительно американцы снарядили на Панамский перешеек большую экспедицию, которая вывела комаров-переносчиков болезней. Правда, впоследствии 5,6 тысячи строителей (из 70 тысяч) всё же умерли от тропических заболеваний. 

Строительство заняло почти 10 лет, на него ушло 400 миллионов долларов. В октябре 1913 года его завершили, и искусственная водная артерия протяжённостью 81,6 километра соединила Тихий океан с Атлантическим. Но официальное открытие канала состоялось лишь через 7 лет, 12 июня 1920 года. 

Всемирная КАНАЛизация

На территории Китая находится самый древний и самый длинный в мире рукотворный водный путь. Великий канал Китая строили на протяжении двух тысячелетий: с VI века до н. э. до XIII века н. э. Соединяя Пекин и Ханчжоу, он пересекает четыре провинции Поднебесной и две великие реки: Хуанхэ и Янцзы. Протяжённость канала составляет 1782, а вместе с ответвлениями в города — 2470 километров. По нему перевозят уголь, зерно, лес, хлопок. Но стоит отметить две детали. Во-первых, эта транспортная система включает в себя и естественные водные пути: реки и озёра Китая. Во-вторых, возможности судоходства значительно ограничены характеристиками канала: глубина его фарватера — всего 2-3 м.

Великий канал Китая.
Великий канал Китая. Фото: www.globallookpress.com

Самым важным с точки зрения вклада в мировую экономику стал Суэцкий канал. Соединив Средиземное море с Красным, а в более широком смысле — с Индийским океаном, он позволил судам курсировать между Европой и Азией в обход Африки, что сократило путь на 8 тысяч километров. 

У Суэцкого канала был предшественник — Канал фараонов, прорытый во II тысячелетии до н.э. и соединивший Красное море с Нилом. Впоследствии он был заброшен и засыпан. Над проектом восстановления судоходного пути в конце XVIII века размышлял, находясь в Египте, Наполеон Бонапарт. Но французские инженеры ошибочно подсчитали, что воды Красного моря находятся на 10 метров выше уровня Средиземного, что не позволяло строить канал без шлюзов. На самом деле уровень воды везде одинаковый, а рельеф ровный, поэтому Суэцкий канал никаких шлюзов не имеет. 

Будучи открытым в 1869 году, он сразу же оказал огромное влияние на мировую торговлю и сыграл ключевую роль в колонизации Африки. Сейчас канал обеспечивает 7% всего морского грузооборота в мире, для Египта он является вторым после туризма источником валютных поступлений.

Однако самым загруженным в мире искусственным судоходным путём является не Суэцкий, а Кильский канал, пролегающий по территории Германии. Он соединяет Балтийское и Северное моря, отрезая от Европы Ютландский полуостров и сокращая дорогу судам на 900 километров. На протяжении веков мореплаватели мечтали об этом оптимальном маршруте в обход Дании, но канал ввели в эксплуатацию лишь в 1895 году. 

Кильский канал.
Кильский канал. Фото: www.globallookpress.com

Из российских каналов наиболее известны Волго-Донской и Беломорско-Балтийский, второй к тому же дал название самым массовым папиросам советской эпохи. Беломорканал, соединивший Белое море с Онежским озером, построили в рекордно короткий срок, с 1931 по 1933 год. Он считался гордостью первой пятилетки и стал первой в СССР полностью лагерной стройкой. На ней были заняты в основном заключённые ГУЛАГа. Каждый из них именовался «заключённый каналоармеец», сокращённо — «з/к». От этой аббревиатуры затем и произошло жаргонное слово «зэк». Ещё одной особенностью стройки стал отказ от использования техники: всё делалось практически вручную.

Беломорканал.
Беломорканал. Фото: www.globallookpress.com

Нужен ли Волго-Дону дублёр?

Многие судоходные каналы, построенные в прежние века, уже требуют реконструкции, а то и строительства дублёров. Причина — увеличение грузоперевозок, а также водоизмещения судов. Тот же Панамский канал, которому исполнилось 100 лет, имеет ряд недостатков. Идея создания альтернативной водной артерии обсуждалась давно. Был утверждён проект Никарагуанского канала (даже начато его строительство), который по ширине и глубине более соответствует параметрам современных судов, но сейчас он заморожен.

Что касается России, то у нас, по мнению ряда экспертов, требует улучшения ситуация с Волго-Донским каналом. Нагрузка на него очень большая: канал не только соединяет две крупные реки, но и является важным звеном единой глубоководной транспортной системы Европейской части России (ЕГТС), которая связывает Чёрное, Азовское, Каспийское, Балтийское и Белое моря. Более того, через этот канал прикаспийские страны получают выход в Средиземное море, а затем — в Мировой океан, поэтому он имеет международное значение. 

Проблему загруженности Волго-Донского канала можно решить, построив канал-дублёр. Это было бы выигрышно с точки зрения экономики. Но пока всё находится лишь в стадии обсуждений.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах