Примерное время чтения: 11 минут
10431

В списках не значились. Были ли россияне на борту «Титаника»?

Вид на корму «Титаника».
Вид на корму «Титаника». Commons.wikimedia.org

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года после столкновения с айсбергом ушел на дно Атлантики самый современный корабль своего времени — «Титаник». Трагедии, унесшей жизни полутора тысяч человек, суждено было стать самым известным кораблекрушением всех времен и народов.

Прошло больше века, а в истории «Титаника» остается немалое количество тайн и загадок.

Много лет назад моя бабушка Вера Владимировна Филиппова, вспоминая юность, проведенную на Волге, рассказывала, что в соседней деревне жила женщина, пережившая катастрофу «Титаника». 

В первую минуту эти слова показались мне абсурдом — ну откуда взяться пассажирке «Титаника» в конце 1920-х годов на берегах Волги? Бабушка моя подробностей не знала, и эту историю можно было бы считать деревенской легендой.

Но откуда вдруг в российской глубинке взялась легенда, связанная с Титаником? Есть ли в ней хотя бы доля правды?

Этим вопросом задавались многие российские исследователи-энтузиасты. И надо сказать, что загадка «русских на борту «Титаника» не такая уж и простая.

Русский вопрос

Для начала нужно отметить, что «русскими» в глазах европейцев и американцев того времени были все выходцы из Российской империи, включая поляков, прибалтов, финнов.

С конца XIX века из Российской империи в поисках лучшей доли в Америку стали перебираться тысячи людей. Особенно большим был поток из западных регионов страны. Среди переселенцев было немало евреев с территорий современных Польши, Украины и Белоруссии, уезжавших в Америку из-за притеснений со стороны властей и антисемитов.

Ехали в Америку и те, кого сейчас называют «гастарбайтерами» — люди, не собиравшиеся оставаться там навсегда, но рассчитывавшие на хорошие заработки.

Подобные люди вполне могли оказаться среди пассажиров III класса в первом и последнем плавании «Титаника». Как раз списки пассажиров III класса грешат наибольшими неточностями.

Исследовали различные данные о россиянах, которые могли находиться на борту «Титаника» — одни говорят о полутора десятках, другие утверждают, что их было до полусотни, третьи говорят о более чем 100 российских подданных.

Дополнительной трудностью является то, что при английском написании фамилии выходцев из Российской империи могли быть изменены практически до неузнаваемости. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые пассажиры «Титаника», по разным мотивам, указывали вымышленные имена.

«На „Титанике“ погиб русский — Жадовский»

В первые дни после катастрофы в английских и американских газетах появилась информация о том, что некий «русский» из Белостока по фамилии Грудик, воспользовавшись паникой, переоделся в женское платье и занял место в спасательной шлюпке.

Спустя две—три недели журналисты внесли уточнение, что недостойный поступок совершил на самом деле ирландец по фамилии Баркли.

В «Петербургской газете» через неделю после крушения «Титаника» появилась заметка под заголовком «На „Титанике“ погиб русский — Жадовский».

«В числе русских пассажиров, бывших на „Титанике“, погиб Михаил Михайлович Жадовский, отставной капитан 4-го стрелкового батальона Императорской фамилии, — говорилось в материале. — Покойный принадлежал к дворянам нижегородской губернии, женат на Миклашевской, родной сестре гофмейстера М.И.Миклашевского.

Покойный имел много родных среди великосветского общества в Петербурге.

Так например, шталмейстер Мятлев приходился ему двоюродным братом. В последнее время покойный разорился и занимался составлением родословной русских дворянских фамилий.

Вдова М.М.Жадовского проживает в Нижнем-Новгороде, в убежище для дворян, основанном шталмейстером Зыбиным».

Михаил Михайлович Жадовский — это, пожалуй, наиболее известный из россиян, имена которых связывают с «Титаником».

Герой или миф?

Согласно самой распространенной версии, Жадовский, отправившийся в Европу в поисках заработка, познакомился с владельцем британской судоходной компании Джозефом Брюсом Исмеем, который порекомендовал его на должность главного кассира на новый круизный лайнер «Титаник» компании «White Star Line».

Во время катастрофы Жадовскому зарезервировали место в шлюпке, но он заявил: «Я останусь вместе с капитаном. Мне уже 68 лет. Осталось жить совсем немного, а деньги и без меня будут переданы по назначению». Вверенную ему кассу Жадовский вручил одному из членов команды, находившихся в шлюпке, а свое место передал француженке Жозефине де Латур.

Позднее спасенная женщина прислала родственникам Михаила Жадовского письмо, рассказав о его героическом поступке.

Михаил Жадовский — это не мифический, а вполне реальный человек. Он родился в дворянской семье в Нижнем Новгороде. В 1874 году он окончил Нижегородскую имени графа Аракчеева военную гимназию, был определен юнкером во 2-е военное Константиновское училище и оттуда два года спустя выпущен прапорщиком в лейб-гвардии 4-й стрелковый Императорской фамилии батальон.

Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, был удостоен орденов святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава также с мечами и румынского Железного Креста.

В 1888 году «по домашним обстоятельствам» Жадовский вышел в отставку с чином гвардии капитана и три года спустя поступил на службу земским начальником 5-го участка Лаишевского уезда Казанской губернии.

В этой достойной биографии есть «темное пятно» — в 1902 году Симбирский окружной суд приговорил Жадовского к 4 месяцам тюрьмы, лишив его всех прав, преимуществ и наград. Жадовский оказался замешанным в мошенничестве некоего Владимира Приклонского, который пытался путем обмана продать фирме «Брандт и Ко» 50 000 пудов отборной ржи, принадлежавших не ему, а его матери. Наш герой был членом-оценщиком дворянского земельного банка и оказывал Приклонскому содействие.

В связи с этим историки-скептики спрашивают — а мог ли человек с подобным прошлым добиться места кассира на «Титанике»? 

Еще одно серьезное разночтение — в истории о самопожертвовании Жадовского на борту «Титаника» утверждается, что ему было 68 лет. Но, согласно выписке из метрической книги Сретенской церкви Нижнего Новгорода, «Михаил, сын писца 1-го разряда Михаила Никитича Жадовского и жены его Альбертины Андреевны, рожден 8 сентября 1856 года. То есть на момент катастрофы Михаилу Жадовскому было только 55 лет. А это уже подмывает доверие к фразе «осталось жить совсем немного». 

Ряд исследователей ставят под сомнение существование Жозефины де Латур, спасенной Жадовским — по их сведениям, такой женщины не было в списках спасенных пассажиров «Титаника». Биограф семьи Жадовских, кандидат экономических наук Николай Кульбака в интервью изданию Metro высказал следующую версию: «Вполне возможно, что эта история понадобилась его родственникам, которые были военными и которым нужно было восстановить репутацию рода».

Титаник.
Титаник. Фото: www.globallookpress.com

Чудесное спасение Михаила Кучиева

История еще одного российского пассажира «Титаника» стала легендой в Северной Осетии, и легла в основу документального фильма, снятого одним из российских федеральных каналов.

В 1912 году молодой осетин Муртазан (Михаил) Кучиев поехал в Америку на заработки. Он планировал работать на лесозаготовках, чтобы накопить денег на собственный дом и свадьбу. На борт «Титаника» он попал в качестве пассажира III класса. 

После столкновения с айсбергом Кучиеву удалось вырваться на палубу, но мест в шлюпках не было. Тогда он прыгнул в воду со спасательным жилетом, зацепился за обломок, и сумел продержаться до прихода парохода «Карпатия». На его борт Кучиева подняли уже без сознания, но молодому человеку удалось выжить. Затем он лечился в Северной Америке, получил компенсацию от компании, владевшей «Титаником», и вернулся в Северную Осетию.

Там он обзавелся семьей, но в 1930-х годах был раскулачен и сослан в Сибирь, где скончался незадолго до Великой Отечественной войны.

Историю Михаила Кучиева журналистам рассказала его дочь, Анна Кадзоева. С одной стороны, нет основания не доверять рассказу женщины, который могут подтвердить и другие родственники Михаила Кучиева.

Но с другой стороны, ни в одном из списков лиц, связанных с историей «Титаника», Михаил Кучиев не фигурирует. Издание Metro приводит слова автора книги «Кто плыл на Титанике?» Дебби Бивиса: «Его данных нет ни в одном из пяти списков спасённых пассажиров. А их вели, начиная со шлюпок и заканчивая пассажирами, требующими госпитализации». Так что и эта легенда о русском с «Титаника» не имеет достоверного подтверждения.

Сектанты с берегов Дона

Ростовский писатель Владимир Потапов в газете «Веселовский вестник» в 2004 году опубликовал материал под названием «Русские на „Титанике“: Семейное предание».

По утверждению писателя, среди пропавших без вести пассажиров «Титаника» был его родной дядя Иван Мишин. Эту историю в своем материале «Донцы на «Титанике» в апреле 2012 года рассказал «АиФ — Ростов». 

С берегов Дона в Уругвай решили перебраться члены секты «Новый Израиль». Сектанты отрицали храмы, иконы, посты, много работали и верили, что Бог — это совесть, живущая в душе каждого человека. Гонения на секту, членами которой были простые русские крестьяне, началось после революции 1905 года.

В поисках более спокойного места жительства часть сектантов уехала сначала в США, а затем перебралась в Уругвай. В 1912 году по следам единомышленников отправились еще почти два десятка человек. Писатель Владимир Потапов приводил имена, которые ему удалось установить: Евгений Драпкин, Геннадий Слоковский, Михаил Марков, Филимон Мелкевук, Петр Найденов, Михаил Денков, Дмитрий Маринко, Константин Иванов, Иван Минев, Назар Минков, Дмитрий Нанков, Александр Радев, Иван Станев, Тимофей Краев, Николай Малинов, Матвей Зотов, Евгений Перкин, Василий Плотошарский и Иван Мишин. Добравшись через всю Европу до французского Шербура, они на сэкономленные копейки купили самые дешёвые билеты на первый корабль, идущий в Америку. За океан полетела телеграмма: «Сели на пароход. Скоро встретимся». Никому из них выжить не удалось.

И снова приходится повторить — в документах об истории «Титаника» вышеприведенных имен найти не удается.

Русская «Бирма» пришла на помощь

Среди других жертв «Титаника», связанных с Россией, фигурируют имена Артура Джи, директора шлиссельбургской мануфактурной фабрики, более 30 лет жившего в Петербурге, и некоего господина Смита, петербургского комиссионера по продаже английских стальных изделий.

Газета «Минское слово» в мае 1912 года опубликовала заметку «Погибшие на «Титанике»: «Опубликован список русских подданных, погибших при крушении „Титаника“. Погибли: Симон Литман, Зельман Злоковский, Гарри Корн, Симон Вайсман, Якоб Кук, Лезли Гелинский, Насан Гольдшмидт, Иосиф Мурдлин, Вульф Спектор, Абрам Гермед, Самсон Абельсон, Самуил Гринберг, Зелина Кантор, Польнер Ушер, Абе Виллер и Иосиф Онтвила».

Среди спасенных часто упоминается имя инженера из Ревеля Германа Регастика, который был подобран живым после 10 часов, проведенных в ледяной воде.

История о «женщине с «Титаника», с которой я начал свой рассказ, очень похожа на все остальные истории под общим названием «Русский след «Титаника». Во всех них, увы, катастрофически не достает подтвержденных фактов.

Самым достоверным фактом русского участия в судьбе «Титаника» сегодня можно считать следующий — пароход «Бирма» под российским флагом был одним из получивших сигнал бедствия с борта тонущего лайнера. Русский корабль изменил курс, и пошел на помощь на максимальной скорости. «Бирма» прибыла на место катастрофы третьей, после «Карпатии» и «Маунт Тампль». В итоге всех выживших приняла на борт «Карпатия», и капитан «Бирмы» отдал команду вернуться на прежний курс.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах