Примерное время чтения: 6 минут
1647

Три захода на посадку вслепую. Как 70 лет назад разбилась команда ВВС

Ли-2. На подобном самолете разбилась команда ВВС.
Ли-2. На подобном самолете разбилась команда ВВС. Commons.wikimedia.org

70 лет назад в Свердловске (ныне — Екатеринбург) произошла первая авиакатастрофа, в которой погибла целая команда. Хоккеисты ВВС летели на матч с местным «Дзержинцем», но разбились во время посадки. Вспоминаем, как это произошло.

Авиакатастрофа

Изначально перелета по маршруту Москва — Казань — Челябинск не должно было быть. Но череда событий привела к гибели одной из сильнейших на тот момент хоккейных команд: ВВС МВО, куратором которой был лично командующий Военно-воздушных сил Московского военного округа Василий Сталин, младший сын генералиссимуса Иосифа Сталина.

В то время футбольные и хоккейные команды передвигались по стране на игры поездом. Вот и хоккеисты ВВС должны были направляться на очередную календарную игру в Челябинск по железной дороге. Вроде бы даже были куплены билеты на всех членов команды. Однако вмешался случай. В начале 1950 года на всем Среднем Урале стояли аномальные морозы под минус 40 градусов. Об этом узнал главный тренер команды Борис Бочарников, который при личной встрече попросил у Сталина возможности поскорее добраться на место на самолете, чтобы акклиматизироваться. Василий в просьбе не отказал и выделил команде небольшой военный самолет Ли-2.

7 января 1950 года команда вылетела в Челябинск. По пути борт должен был дозаправиться в Казани: на таком самолете долететь без пересадки было невозможно. Однако по пути к месту назначения выяснилось, что в Челябинске нелетная погода и плохие условия для посадки.

В связи с этим командир экипажа майор Иван Зотов принял решение садиться на запасном аэродроме Кольцово в Свердловске. Но и там были жуткие метель и ветер, видимости не было никакой. Об этом Зотов предупреждал Бочарникова еще в Казани, предлагая остаться на ночлег там, а утром продолжить полет. Но главный тренер настоял на своем, да еще созвонился с Василием Сталиным. Тот дал добро на полет, тем более что майор Зотов был опытным военным летчиком, для него такая погода не должна была стать помехой.

В Кольцово не были готовы сразу принять на посадку команду ВВС, отдавая предпочтение большим пассажирским самолетам. Ли-2 пришлось немного покружить над Свердловском. И здесь уже возникла ситуация, ставшая причиной катастрофы. Недалеко от Кольцово находился еще один аэропорт для военных самолетов: Арамиль. К несчастью, взлетно-посадочные полосы двух аэродромов имели схожую частоту радиопривода и близкие курсы захода на посадку.

После двух неудачных попыток найти полосу Зотовым была предпринята еще одна. К тому времени в кабине уже была паника: судно трясло, все пассажиры сбились в хвост самолета, чем еще затруднили его управление. Занервничал и экипаж. В итоге во время посадки по приборам самолет столкнулся с землей, поскольку промахнулся мимо полосы. Удар был такой силы, что выжить не удалось никому, хотя самолет даже не загорелся.

Кто погиб

На борту самолета находились 6 членов экипажа и 13 пассажиров, 11 из которых являлись хоккеистами команды ВВС МВО.

Борис Бочарников (играющий тренер команды), Евгений Воронин, Василий Володин, Николай Исаев, Юрий Жибуртович, Зденек Зикмунд, Харийс Меллупс, Александр Моисеев, Иван Новиков, Юрий Тарасов, Роберт Шульманис, Михаил Альперин (врач команды), Алексей Галкин (массажист).

Среди погибших были звездные игроки тех времен. Меллупс — лучший вратарь страны, входивший в сборную Москвы (фактически сборную СССР), а тройку нападающих Зикмунд-Новиков-Тарасов считали главной ударной силой. Кстати, Юрий Тарасов — это родной брат великого тренера Анатолия Тарасова.

Легенды

Учитывая то, в какое время произошла авиакатастрофа, неудивительно, что о ней почти никому ничего не было известно. В январе 1950 года отмечали семидесятилетие Иосифа Сталина, так что никому не хотелось портить ему настроение. Сын сделал все возможное, чтобы об аварии не узнали. Это сейчас благодаря СМИ и интернету любая новость разлетается мгновенно по всему миру, а тогда распространить информацию можно было лишь с помощью сарафанного радио.

Даже тот матч «Дзержинец» — ВВС состоялся, как и планировалось. При этом диктор на стадионе называл фамилии основных игроков команды (без имен), чтобы никто ничего не заподозрил. Например, вместо Жибуртовича на льду был его родной брат Павел, хотя в хоккей он до этого практически не играл. Он служил в войсках, но подчинился приказу сверху. И доигрался до сборной СССР!

Прибыли в Челябинск и те игроки ВВС, которые по каким-то причинам не сели в самолет. В первую очередь это касается легендарного нападающего Всеволода Боброва. Вокруг его невероятного «спасения» ходило множество легенд: проспал (вылет был ранним), приехал на аэродром на Ленинградке, но чуть опоздал и едва ли не бежал за самолетом... Ходили слухи, что он просто загулял после новогодних праздников. Но наиболее правдоподобное объяснение его отсутствия на борту Ли-2 — это то, что Боброву были куплены билеты на поезд, поскольку он только за день до вылета оформил свой переход из ЦДКА в ВВС и должен был лично присутствовать на заявке в спорткомитете. Так что догонять команду он планировал в любом случае на поезде.

Игрока команды Виктора Шувалова спасло от гибели то, что до перехода в ВВС он играл как раз за «Дзержинец» и лично Василий Сталин посоветовал не брать его в поездку, чтобы не травмировать: там игрока считали предателем и готовились освистать.

Собственно, то, почему команду в Челябинск повез играющий тренер Бочарников, — тоже интересная история. Незадолго до отлета ВВС играл с «Динамо» и проиграл. Главный тренер ВВС Матвей Гольдин у раздевалок поздравил с победой хорошо сыгравшего игрока соперников Василия Трофимова, поскольку они были знакомы. Об этом доложили Сталину. Реакция Василия была жесткой, он сразу же уволил Гольдина, чем спас ему жизнь.

Теоретически мог оказаться на борту самолета и ставший позже легендарным хоккейным тренером Виктор Тихонов. Но тогда ему было 19 лет, в основной состав ВВС он еще не проходил.

Память

О катастрофе молчали долгое время. Впервые о ней в прессе упомянули только 20 лет спустя. И только намного позже, с появлением в стране спортивной газеты, о разбившейся команде ВВС стали упоминать.

Всех погибших в авиакатастрофе похоронили в братской могиле на кладбище в Кольцово. Там же намного позже установили в их честь памятник.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах