Примерное время чтения: 7 минут
408

Такая история. Сбрасывать ли Петра I и Грозного с «корабля современности»?

Владимир Мединский.
Владимир Мединский. / Юлия Шигарева / АиФ

Организаторами форума, который был приурочен ко Дню учителя и Дню памяти подольских курсантов, выступили Российское военно-историческое общество, Российский Фонд культуры, Музей Победы при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российского исторического общества. А участие в нем приняли не только историки, политики и деятели культуры, но и студенты и учителя.

Президент Владимир Путин в приветственном слове гостям форума отметил: «Считаю вашу встречу серьёзной и востребованной инициативой, призванной на экспертном уровне обсудить такие проблемы, как выработка новых подходов к изучению исторической науки, повышение качества преподавания истории в школах и высших учебных заведениях, продвижение в обществе, особенно среди молодёжи, ценностей высокой гражданской культуры. Все эти вопросы крайне важны для формирования целостной исторической политики, которая играет значимую роль в обеспечении суверенного развития России. Подчеркну, чтобы двигаться вперёд, мы должны сохранять преемственность, с уважением относиться ко всем страницам нашего прошлого, к деяниям и свершениям предков, к их многовековым культурным, духовным, ратным традициям. Равняться на нравственные ориентиры, которые они нам завещали. И конечно, важно уделять неустанное внимание популяризации исторических знаний, твёрдо противостоять всем попыткам фальсификации истории».

Фото: АиФ/ Юлия Шигарева

Век схваток за историю

Огромный интерес к истории, который наблюдается сегодня в обществе, — это и радость, и вызов, отметил в своём выступлении председатель Российского исторического общества, глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Радость  потому что, по его словам, без знания прошлого трудно ощутить твёрдую почву под ногами, найти свое место в жизни, совершить что-то по настоящему значимое. Исторический опыт  это безусловное, непременное условие развития. Лишь пройдя определённый путь, анализируя успехи и неудачи, мы обреатем способность видеть будущее. При этом чем серьёзнее принимаемые нами решения, тем выше требования к нашим историческим познаниям. А вызов  потому что разговор об истории нередко становится спором о ценностях. Богатство нашего прошлого позволяет найти примеры, подтверждающие правоту той или иной позиции. В пылу такой дискуссии может возникнуть искушение подправить неудобное прошлое. И с искушением этим необходимо бороться, так как попытки переписать историю ни к чему хорошему не приводили.

«Мы говорим о стране, о государстве, о международных отношениях, но в центре истории  личность. И от того, как будет пониматься история, как она будет преподаваться и интерпретироваться, зависит и то, каким будет содержание тех людей, которые формируются сейчас и которые будут определять будущее человечества,  отметил сенатор, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.  XXI век стал веком схватки за историю. Речь идёт не только о переписывании истории на Западе  речь идёт о попытках создания параллельной истории, а затем и альтернативной истории, которая постепенно должна заменить подлинную. Так интерпретация становится следствием соотношения сил на мировой арене».

Кому помешал Грозный?

О том, чем чреваты попытки подправить, залакировать историю своей державы, говорил в своём выступлении и помощник президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. 

«Мы не имеем права вырывать из наших учебников истории, из нашей памяти целые страницы. Мы это уже проходили — будь то отсутствие фигуры царя Ивана Грозного на памятнике Тысячелетию России, отрицание дореволюционных достижений в советскую эпоху или выкалывание глаз на фото и изъятие целых разделов из учебников в 40-е, 50-е, 60-е. Ибо отрицание своего прошлого есть стопроцентная гарантия того, что свои ошибки мы повторим. Наша история едина и непрерывна, не может быть в ней лишних фигур и потерянных звеньев. Она плохо вмещается в рамки выдуманных схем — коммунистических, монархических, либеральных, консервативных. Она велика, объёмна и непрерывна. Современная Россия — правопродолжатель СССР ровно так же, как Советская Россия — правопродолжатель Империи. А та, в свою очередь, — Московского государства и Древней Руси. И эту непрерывную историю надо изучать, стремясь понять, повторюсь снова и снова — это важно, — логику поступков наших предков. Ошибок — не повторять, преступления — не замалчивать, подвиги, не скромничая, — поднимать на щит, успешный опыт, переложив на современные реалии, — использовать», – сказал Мединский.

Владимир Мединский.
Владимир Мединский. Фото: АиФ/ Юлия Шигарева

Достоверность  самое важное

А завершился форум премьерой фильма «Ильинский рубеж» о подвиге подольских курсантов, которые глубокой осенью 1941-го насмерть встали на подступах к Москве. «В истории Великой Отечественной эта страница очень мало освещена, и только теперь для нас становится понятно почему,  говорит один из создателей картины, актёр, режиссёр, продюсер, гендиректор студии Военфильм Игорь Угольников. — Тогда, в октябре 1941-го Москва оказалась практически открыта на том направлении, где сегодня проходит Варшавское шоссе. Защищать это направление бросили 3500 курсантов подольских пехотного и артиллерийского училищ. Они выдержали натиск врага и, по сути, спасли Москву. В той земле осталось лежать 2,5 тыс бойцов, совсем еще мальчишек  погибших, без вести пропавших. Им не отданы не только почести  о них никто не знает. И мы построили огромную декорацию для съёмок именно в этих местах. Я всегда так делал и буду делать: мы снимаем фильм на той земле, которая была полита кровью тех, кто стал героями нашего рассказа. Достоверность  это мое важное. Фильмы о Великой Отечественной должны быть максимально достоверны. Здесь не надо ничего придумывать, не надо заигрывать со зрителем, чтобы добиться от него большего внимания. Я люблю наблюдать, как в разных городах люди выходят из зала. Как-то после сеанса Брестской крепости вышли дедушка с мальчиком, и мальчик спросил: Дед, скажи мне, как тогда мы победили в той войне, если все умерли? Если дети задают такие вопросы, значит, мы работаем не зря!»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах