Примерное время чтения: 6 минут
4954

Святая Инквизиция — казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую?

Казнь доброго человека на костре.
Казнь доброго человека на костре. Public Domain

480 лет назад, 21 июля 1542 года, римский папа Павел III издал буллу «Licet ab initio», что в примерном переводе значит «Дозволяется с самого начала». Так в Папской области была учреждена Конгрегация Святой инквизиции.

Здесь как нельзя более уместно процитировать песню группы «Машина времени» «Свеча»: «Я в сотый раз опять начну сначала...» Дело в том, что это был далеко не первый и не последний извод инквизиции, история которой к тому моменту насчитывала без малого лет четыреста. Правда, в этот раз один из инициаторов этого дела, кардинал Джованни Караффа, будущий римский папа Павел IV, утверждал, что сейчас-то точно получится подмять под себя всю Европу: «Как св. Петр победил в Риме первого ересеначальника, так преемник св. Петра в Риме должен низлагать все ереси мира». За такое рвение Караффа был назначен «Всеобщим инквизитором в делах веры по ту и по эту сторону Альп», а сам институт получил название «Всеобщая Римская и Вселенская инквизиция».

Слова грозные и помпезные. Но подействовать они могут разве что на тех, кто знаком с историей инквизиции понаслышке. Желательно также, чтобы это были люди, впечатлительные от природы. Вот у них сразу выстроится в голове картинка — люди в черных клобуках, мракобесие, всеевропейская охота на ведьм, жуткие пытки, костры, где без суда и следствия горят люди и книги... Словом, стереотип. Который весь сложен из мифов и к реальности имеет весьма отдаленное отношение.

Цель инквизиции — борьба с колдовством и охота на ведьм

Неправда. Один из самых известных инквизиторов, Бернар де Ко, с 1243 по 1249 г. в графстве Тулуза инициировал более 5 тысяч дел. Среди них нет ни одного (!) обвинения в колдовстве. Самое интересное, что в документах, связанных с его деятельностью, встречаются доносы на колдунов и ведьм, в частности на некую женщину, которая «околдовала одежду, пояс и сандалии своих соседок». Но «злой инквизитор» этому доносу хода не дал, поскольку искренне считал, что никакого колдовства не бывает, а те, кто считает себя колдунами — просто душевнобольные. Точно так же полагал и знаменитый доминиканец, автор «Наставления инквизиторам» Бернар Ги. В качестве инквизитора Тулузы с 1307 по 1323 г. он вынес 636 приговоров. 42 из них окончились для подсудимых печально — сожжением на костре. Но среди них снова не фигурирует ни один колдун или ведьма.

Позднее отношение к колдовству изменилось. Однако ведьмы никогда не были главной целью инквизиторов. В Испании инквизиция как государственный институт существовала с 1478 по 1834 г. За это время было вынесено 125 тысяч приговоров. К смерти было приговорено — внимание! — 59 ведьм. Прописью — пятьдесят девять.

Светские суды протестантских стран в XVI столетии давали куда более впечатляющую статистику «охоты на ведьм». Скажем, в германских протестантских землях, где не было никакой инквизиции, по обвинению в колдовстве было сожжено более 25 тысяч человек. И это не считая самосудов.

Инквизиторы уничтожали еретиков, то есть невинных инакомыслящих

Неправда. Вернее, не совсем правда. Да, основной целью инквизиторов во все времена было искоренение ереси. Но не физическая расправа с еретиками. Костры и прочее — скорее ответная мера на действия «невинных инакомыслящих». Собственно, сама по себе инквизиция и родилась как инструмент борьбы с катарами — представителями квазихристианского религиозного движения. Насколько эти катары были «невинными», можно судить по тому факту, что в их среде широко бытовала так называемая эндура. То есть назначаемый диаконом катарской общины пост или испытания, приводящие к «доброму концу». Чаще всего это была просто голодная смерть, но практиковались и кровопускания, и удушение, и даже питье воды с истолченным стеклом. Игнац фон Доллингер, историк и богослов, разбиравший архивы инквизиторов, писал: «У того, кто внимательно изучит протоколы вышеупомянутых судов, не останется никаких сомнений в том, что от эндуры погибло гораздо больше людей — частью добровольно, частью насильно, — чем в результате приговоров инквизиции».

Уговорам миссионеров, убеждавших оставить эту ересь, катары не поддавались. Но это еще полбеды. Они были намерены уничтожить церковь, и подошли к этому делу основательно — грабили церкви и монастыри, избивали священников и миссионеров, и, наконец, дошли до того, что убили папского легата Пьеро де Кастельно. Вот тогда только и запылали костры инквизиции.

Самое интересное, что и позже, во времена борьбы инквизиции против протестантов, террор открывали, как правило, «невинные инакомыслящие». Известно, что 16 февраля 1568 г. испанская инквизиция приговорила к смерти все (!) население Нидерландов, как «закоренелых еретиков». Но нечасто говорят о том, что это было ответом на события 1565 года, когда было разгромлено и сожжено более пяти с половиной тысяч церквей. Количество изнасилованных монахинь, разбитых икон и статуй, а также разграбленных церковных ценностей учету не поддается.

Инквизиторы придумали и практиковали самые изощренные пытки

Неправда. Пытка была универсальным инструментом следствия с незапамятных времен. Инквизиторы же таким инструментом брезговали. Им было нужно установить истину в сложных и неясных обстоятельствах, и они отлично понимали, что под пыткой иной человек может оговорить и себя, и близких, и вообще всех подряд. Они предпочитали длительные многократные перекрестные допросы, поскольку только так можно было выявить истинную мотивацию подсудимого. Впрочем, пытки все же применялись. Но статистика их применений говорит скорее о том, что это происходило в исключительных случаях — не более 2% от общего количества дел. Кроме того, пытка была строго регламентирована. Во-первых, она не могла длиться больше 15 минут. Во-вторых, инквизиторы никого не подвергали пытке более двух раз. По сравнению с практикой светского судопроизводства тех времен — самое настоящее вегетарианство.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах