480 лет назад, 21 июля 1542 года, римский папа Павел III издал буллу «Licet ab initio», что в примерном переводе значит «Дозволяется с самого начала». Так в Папской области была учреждена Конгрегация Святой инквизиции.
Здесь как нельзя более уместно процитировать песню группы «Машина времени» «Свеча»: «Я в сотый раз опять начну сначала...» Дело в том, что это был далеко не первый и не последний извод инквизиции, история которой к тому моменту насчитывала без малого лет четыреста. Правда, в этот раз один из инициаторов этого дела, кардинал Джованни Караффа, будущий римский папа Павел IV, утверждал, что сейчас-то точно получится подмять под себя всю Европу: «Как св. Петр победил в Риме первого ересеначальника, так преемник св. Петра в Риме должен низлагать все ереси мира». За такое рвение Караффа был назначен «Всеобщим инквизитором в делах веры по ту и по эту сторону Альп», а сам институт получил название «Всеобщая Римская и Вселенская инквизиция».
Слова грозные и помпезные. Но подействовать они могут разве что на тех, кто знаком с историей инквизиции понаслышке. Желательно также, чтобы это были люди, впечатлительные от природы. Вот у них сразу выстроится в голове картинка — люди в черных клобуках, мракобесие, всеевропейская охота на ведьм, жуткие пытки, костры, где без суда и следствия горят люди и книги... Словом, стереотип. Который весь сложен из мифов и к реальности имеет весьма отдаленное отношение.
Цель инквизиции — борьба с колдовством и охота на ведьм
Неправда. Один из самых известных инквизиторов, Бернар де Ко, с 1243 по 1249 г. в графстве Тулуза инициировал более 5 тысяч дел. Среди них нет ни одного (!) обвинения в колдовстве. Самое интересное, что в документах, связанных с его деятельностью, встречаются доносы на колдунов и ведьм, в частности на некую женщину, которая «околдовала одежду, пояс и сандалии своих соседок». Но «злой инквизитор» этому доносу хода не дал, поскольку искренне считал, что никакого колдовства не бывает, а те, кто считает себя колдунами — просто душевнобольные. Точно так же полагал и знаменитый доминиканец, автор «Наставления инквизиторам» Бернар Ги. В качестве инквизитора Тулузы с 1307 по 1323 г. он вынес 636 приговоров. 42 из них окончились для подсудимых печально — сожжением на костре. Но среди них снова не фигурирует ни один колдун или ведьма.
Позднее отношение к колдовству изменилось. Однако ведьмы никогда не были главной целью инквизиторов. В Испании инквизиция как государственный институт существовала с 1478 по 1834 г. За это время было вынесено 125 тысяч приговоров. К смерти было приговорено — внимание! — 59 ведьм. Прописью — пятьдесят девять.
Светские суды протестантских стран в XVI столетии давали куда более впечатляющую статистику «охоты на ведьм». Скажем, в германских протестантских землях, где не было никакой инквизиции, по обвинению в колдовстве было сожжено более 25 тысяч человек. И это не считая самосудов.
Инквизиторы уничтожали еретиков, то есть невинных инакомыслящих
Неправда. Вернее, не совсем правда. Да, основной целью инквизиторов во все времена было искоренение ереси. Но не физическая расправа с еретиками. Костры и прочее — скорее ответная мера на действия «невинных инакомыслящих». Собственно, сама по себе инквизиция и родилась как инструмент борьбы с катарами — представителями квазихристианского религиозного движения. Насколько эти катары были «невинными», можно судить по тому факту, что в их среде широко бытовала так называемая эндура. То есть назначаемый диаконом катарской общины пост или испытания, приводящие к «доброму концу». Чаще всего это была просто голодная смерть, но практиковались и кровопускания, и удушение, и даже питье воды с истолченным стеклом. Игнац фон Доллингер, историк и богослов, разбиравший архивы инквизиторов, писал: «У того, кто внимательно изучит протоколы вышеупомянутых судов, не останется никаких сомнений в том, что от эндуры погибло гораздо больше людей — частью добровольно, частью насильно, — чем в результате приговоров инквизиции».
Уговорам миссионеров, убеждавших оставить эту ересь, катары не поддавались. Но это еще полбеды. Они были намерены уничтожить церковь, и подошли к этому делу основательно — грабили церкви и монастыри, избивали священников и миссионеров, и, наконец, дошли до того, что убили папского легата Пьеро де Кастельно. Вот тогда только и запылали костры инквизиции.
Самое интересное, что и позже, во времена борьбы инквизиции против протестантов, террор открывали, как правило, «невинные инакомыслящие». Известно, что 16 февраля 1568 г. испанская инквизиция приговорила к смерти все (!) население Нидерландов, как «закоренелых еретиков». Но нечасто говорят о том, что это было ответом на события 1565 года, когда было разгромлено и сожжено более пяти с половиной тысяч церквей. Количество изнасилованных монахинь, разбитых икон и статуй, а также разграбленных церковных ценностей учету не поддается.
Инквизиторы придумали и практиковали самые изощренные пытки
Неправда. Пытка была универсальным инструментом следствия с незапамятных времен. Инквизиторы же таким инструментом брезговали. Им было нужно установить истину в сложных и неясных обстоятельствах, и они отлично понимали, что под пыткой иной человек может оговорить и себя, и близких, и вообще всех подряд. Они предпочитали длительные многократные перекрестные допросы, поскольку только так можно было выявить истинную мотивацию подсудимого. Впрочем, пытки все же применялись. Но статистика их применений говорит скорее о том, что это происходило в исключительных случаях — не более 2% от общего количества дел. Кроме того, пытка была строго регламентирована. Во-первых, она не могла длиться больше 15 минут. Во-вторых, инквизиторы никого не подвергали пытке более двух раз. По сравнению с практикой светского судопроизводства тех времен — самое настоящее вегетарианство.