В 1502 г. Леонардо да Винчи (родился 15 апреля 1452 г.) внезапно потерял интерес к искусству. «Вид кистей, — писал современник, — выводил его из себя». Скорее всего, дело было не в кистях. Именно в 1502-м гений эпохи Возрождения нашел себе богатого покровителя. И какого: Чезаре (Цезаря) Борджиа, самого жестокого, безжалостного и коварного тирана Италии начала XVI в. Чем же они приглянулись друг другу?
На службе его светлости
На дворе стояла эпоха Возрождения. К сожалению, подавляющее большинство итальянцев об этом не подозревало. Страна не была единой, весь «сапог» был разделен на небольшие, маленькие и совсем крошечные государства. Часть из них, как Генуя, Венеция или Флоренция, были республиками. Другие управлялись родовой аристократией, к которой относился Чезаре Борджиа. Он был незаконным сыном папы Александра VI, проходимца, который не имел на Святой Престол ни малейших прав.
Сын весь пошел в отца. Одного из своих врагов он собственноручно зарезал в Ватикане во время мессы, причем сделал это так грубо, что кровь обрызгала одежды самого папы. Однажды Чезаре попросил взаймы у герцога Урбинского (обычное дело в своей тусовке) осадную артиллерию. Якобы для войны с другим соседом. Получив пушки, он подступил с ними к крепости Урбино и выгнал герцога вон. В общем, «конкретный пацан» эпохи Возрождения.
Отец «назначил» Чезаре герцогом Романьи, довольно большой области Центральной Италии, на которую претендовал Ватикан. Проблема была в том, что Романью только предстояло завоевать. Именно для этого Чезаре понадобился Леонардо, который до того служил военным инженером у другого деспота, герцога Лодовико Сфорца. И тому, и другому требовались в первую очередь осадные технологии. Во вторую — новые идеи в области фортификации: захваченное надо было удержать.
Топ-5 военспеца Леонардо
Леонардо проработал на Чезаре примерно 8 месяцев. За это время он наплодил немалое количество эскизов странных боевых машин. Среди них есть артсистемы, приспособления для полетов, орудия для осады и обороны крепостей, подводная лодка, морская мина... У всех этих изобретений есть несколько общих черт. Оригинальность или даже гениальность замысла. Доходчивые эскизы, с невероятной легкостью нарисованные серебряным карандашом. Полная неприменимость в реалиях XVI в.
За прошедшие с тех пор 500 с лишним лет попытки воспроизвести военные изобретения Леонардо предпринимались примерно столько же раз. Вот самые популярные объекты.
Танк Леонардо — круглое деревянное сооружение, предназначенное для полевых сражений и вооруженное 16 небольшими пушками. В прошлом году полноразмерную копию построили в Белоруссии для съемок в кино. Ходовая часть без артиллерии весила порядка 2 тонн. Почти на столько же должны были потянуть пушки. Экипаж по задумке Леонардо должен был состоять 8 человек, из которых трое обслуживали артиллерию, один управлял боевой машиной из «командирской башенки» сверху, остальные четверо работали «двигателем». Привод состоял из 4 колес, зубчатых шестерен и рукояток. При проектировании Леонардо схалтурил. Когда его разработку воспроизвели в натуре, выяснилось, что колеса по обеим сторонам конструкции будут вращаться навстречу друг другу. Это помогает утюжить вражеские окопы, но эти самые окопы тогда еще не изобрели.
Скифская колесница — самое жутко выглядящее изобретение великого итальянца. Она должна была прорывать плотные построения пехоты, рубя и кромсая неприятеля многочисленными лезвиями. Салат из рук, ног и голов можно увидеть на рисунке.
Если данное «изделие» о чем-то и говорит, так это о том, что Леонардо внимательно читал сочинение древнегреческого историка Ксенофонта «Анабасис». В этой книге о приключениях 10 тыс. греческих наемников в Персидской империи описаны колесницы с «косами» и «серпами», которые были приделаны к колесам. В 401 г до н. э. хорошо обученные греческие гоплиты справились с колесницами: расступились перед ними и сомкнулись за неповоротливыми повозками. Колесницы вместе с косами и экипажами добила в тылу вспомогательная пехота. То же самое случилось бы и в XVI в., если бы какой-то безумный полководец попытался применить изобретение Леонардо на практике.
Многоствольный орган. Проект пушки с 11 стволами, предложенный Леонардо, вполне мог быть осуществлен на практике. Многоствольные орудия, названные органами из-за схожести с музыкальным инструментом, были хорошо известны в Европе уже в XIV в. Первое упоминание об их боевом применении относится ко второй половине 1380-х годов, причем было это на периферии Европы, в Испании и Португалии. Первое изображение в книжной миниатюре — 1459 г., когда Леонардо было 7 лет от роду. Так что — почему бы и нет. Но что здесь оригинального?
Паровая пушка, судя по описанию самого Леонардо, представляла собой медную трубу, один из концов которой помещался в печь. В противоположный конец клали ядро. Как только труба достаточно нагревалась, в специальную камеру за ядром вспрыскивали воду. Вода превращалась в пар и выталкивала ядро не хуже пороха. В известной телепередаче «Разрушители мифов» уже в XXI в. подтвердили: паровая пушка могла стрелять. Однако за прошедшие 5 веков выходить на поле брани с гибридом орудия и чайника почему-то никто не решился. Единственное применение, которое нашли кипяченой воде в военном деле, — паровая катапульта авианосцев.
Осадная башня с крытой галереей — еще одна идея Леонардо, которая могла работать. Тем более что относилась как раз к осадной технике, весьма востребованной в армии Чезаре Борджиа. Это сооружение доставлялось к крепостной стене на воловьей тяге (один вол виден на рисунке), опускало крытую галерею, по которой в город врывались лучшие бойцы...
Осадные башни известны со времен Древнего Египта, и башня Леонардо — венец развития этой осадной техники. Беда в том, что к XVI в. время осадных башен почти прошло. В 1552 г. они ещё использовались при штурме Казани, причем некоторые историки считают, что башни для Ивана Грозного строили итальянские инженеры. Однако под Казанью первую скрипку сыграли осадная артиллерия и саперы, прорывшие тоннели и заложившие под стены пороховые заряды.
Шутки гения?
Чем были военные разработки Леонардо? Шутками гения? Имитацией бурной деятельности и «проеданием грантов», как сказали бы в наши дни? Откровенной халтурой? Этого мы уже никогда не узнаем. Судя по всему, в отличие от своего доброго друга Никколо Макиавелли Леонардо не был очарован личностью Чезаре Борджиа. Поэтому Макиавелли посвятил герцогу трактат «Государь», а да Винчи — несколько десятков оригинальных, но мертворожденных технических идей.