Корабли-памятники в мире можно по пальцам пересчитать: «Виктория» и «Катти Сарк» в Англии, «Куин Мэри» в США, «Микаса» в Японии. Палец № 1 в этом списке, без сомнения, наша легендарная «Аврора».
Где прячется «корабль № 1»
И вот во время празднования 115-летия вокруг нашего бронепалубного ветерана стали циркулировать самые противоречивые слухи — от комичных до трагичных: что его распродают на сувениры, как Берлинскую стену, что его сняли под сцену нового шоу «Плавучий ДОМ-3», что его купил Абрамович, чтобы сыновья играли в кораблик, и пр. «АиФ» решил выяснить, где же прячется славнейший «дедушка» русского судоходства и что ему, собственно, снится.
Следы вели... А куда они могут вести, если дело происходит в воде? Эксперты подсказали — крейсер может быть только на знаменитом Кронштадтском морском заводе. Во-первых, ремонт повышенной сложности (а к ветеранам нужно относиться бережно) способны провести только там, а во-вторых, специалисты завода латали «Аврору» уже много раз: в 1922-1923 гг. полностью восстанавливали после разрухи Гражданской войны, в 1945-м чинили после Великой Отечественной и т. д.
Корабельное достоинство
Факты
У кронштадтского завода уникальные сухие доки. В них ремонтируют суда длиной до 230 м. почти две «Авроры» влезут!
«У нас крейсер, где же ещё, — гордо улыбается Алексей Прусаков, главный строитель кораблей Кронштадтского морского завода, — и хочу вас удивить: находится для своего почтенного возраста в очень достойном состоянии, будет ещё сто лет петербуржцев и гостей радовать. Был единственный серьёзный дефект — 1,5-метровая трещина в подводной части, но её уже нет». Скоро внутрь «Авроры» «запустят» лучших музейных работников Санкт-Петербурга — работать над усовершенствованием «экспозиционной части» знаменитого крейсера. Всех тайн не выдают: известно только, что к имевшимся 6 залам добавятся ещё 3-4 помещения.
Например, будут восстанавливать исторический облик каюты флагмана — это рабочий кабинет Главнокомандующего флотом (когда он прибывает на крейсер, то проводит в нём рабочие совещания, принимает высоких гостей). В общем, когда летом будущего года обновлённая «Аврора» торжественно вернётся на место своей вечной стоянки в Петербурге, её не сразу и признать-то смогут — такую красоту...
Подхожу к самому крейсеру — выглядит он вполне браво и совершенно не по-стариковски. И ничего не могу с собой поделать — хочется понять: что ж ему снится, крейсеру «Аврора»? А сны у него могут быть самые разные.
Тоска «Авроры»: ремонт легендарного крейсера продлится до 2016 года
Есть в арсенале «Авроры» зоологическо-юмористический сон про... крокодилов. Дело в том, что у моряков на крейсере, как это принято, были свои любимые питомцы. Но не обезьянки-собачки — это банально, а два крокодила, взятых на борт в одном из африканских портов по пути следования к Японии в 1905 году. Крокодилов полюбили, приветили и дали клички: одному — Сам, другому — Того, по имени японского адмирала Хэйхатиро Того. Усыпив бдительность команды и ловко прикинувшись «совсем-совсем ручным», Сам в один из дней бросился в океан. В дневнике командира «Авроры» по поводу этого события 5 марта 1905 года была сделана запись: «Увы, не захотел идти на войну вместе с экипажем один из молодых крокодилов. Жаль, что выбросился не Того». Впрочем, Того был убит во время Цусимской битвы...
Может, «Авроре» снится и сон про везение. Когда во время Первой мировой войны русские корабли со дна Балтийского моря начали атаковать германские подводные лодки, никто не знал, как с ними бороться. Не принимать же всерьёз анекдотическую инструкцию, в коей предписывалось накрывать замеченные перископы мешками и сворачивать кувалдами... 11 октября 1914 года германская подводная лодка U-26 засекла два крейсера — «Палладу» и «Аврору». Немецкий капитан выбрал куда более технически совершенную «Палладу» и атаковал её — крейсер затонул со всем экипажем, на поверхности осталось плавать только несколько бескозырок, а «немодная» «Аврора» скрылась в мелких скалистых островах.
Обидно, да?
Самый обидный сон «Авроры» — про знаменитый выстрел в 1917-м. Экипажу было дано распоряжение встать на якорь у Николаевского моста на случай обстрела Зимнего. Однако командование крейсера отказывалось выполнять приказ, ссылаясь на то, что фарватер в Неве неглубокий, и машины не были собраны, и к пушкам не оказалось прицелов, — в общем, тянули до вечера, но один холостой дать пришлось. А наутро поползли слухи, что «Аврора» обстреливала творение Растрелли боевыми снарядами! В «Правде» напечатали опровержение: «Команда крейсера “Аврора” выражает протест против обвинений, бросающих на нас пятно позора. Мы пришли не убивать мирных жителей, а защищать. Если б мы открыли огонь из пушек, он не оставил бы камня на камне не только на Зимнем дворце, но и вокруг».
Следующий в «хронологии снов» у крейсера — страшный сон про покушения. В канун 1918 года на корабль была доставлена партия окороков, которые все были отравлены, госпитализировали 200 человек. А совсем скоро у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет. Офицер — старший артиллерист обезвредил адскую машину (в ней было 3,6 кг тола), но при докладе командиру взрыватель в руках сдетонировал — офицеру очень сильно изувечило руки...
Кинозвезде вставили... трубу
Сон 1941 года — о том, как крейсер... ездил на поезде. В сентябре 1941 года после артобстрела «Аврора» накренилась набок, на правый борт, и, чтобы выровнять корабль, команде пришлось частично подтопить его, открыв кингстоны (клапаны, перекрывающие доступ к забортной воде) на противоположном борту. Из-за отсутствия электричества экипаж переселился на берег, но бездействовать не мог. Поэтому матросы одну из пушек осторожно перевезли по льду и установили на бронепоезде «Балтиец», который три года громил фашистов на подступах к Ленинграду!
Ну и, наконец, какая ночь обходится без киносна? 23 октября 1945 года крейсер «Аврора» прошёл кастинг и был утверждён на роль... крейсера «Варяг» съёмочной группой Киностудии имени Горького. Для гримирования под «Варяг» «Авроре» установили четвёртую фальштрубу, командирский балкон и даже как-то по-особенному украсили нос...
Бывают вещие сны — о том, что точно будет. А эти сны «Авроры» — о том, что точно было. Впрочем, остался ещё один, пока несбывшийся, но он обязательно сбудется. Как будет ликовать Санкт-Петербург, когда как никогда молодой крейсер вернётся на место своей исторической стоянки на Петроградской набережной летом 2016 года...
Гордость отечества. Легендарные корабли военно-морского флота России
«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.Питер Пикарт
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.И. К. Айвазовский. «Гибель корабля
«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.
«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.
«Полтава» - первый линейный корабль русского флота, и первый - построенный в Петербурге. Строительством судна руководил Петр I. Длина - 34,6 ширина - 11,7. Имел на вооружении 54 пушки 18, 12 и 6-ти фунтового калибров. После вступления в строй в 1712 году этот корабль участвовал во всех кампаниях русского Балтийского корабельного флота в годы Северной войны, а в мае 1713 года, прикрывая действия галерного флота по овладению Гельсингфорсом, был флагманским кораблем Петра I.Питер Пикарт
«Лефорт» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Был заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 9 (31) августа 1835 года. Оборонял Кронштадт во время Крымской войны. Но затонул в мирное время: в кораблекрушении погибли все находящиеся на борту корабля 843 человека, включая 14 офицеров, 61 унтер-офицера, 683 рядовых, 66 женщин и 19 детей из их семей. До гибели 28 сентября 1994 года парома Estonia катастрофа линейного корабля «Лефорт» являлась крупнейшей катастрофой на Балтийском море по числу жертв в мирное время.Корабль «Лефорт». Неизвестный художник
Причина гибели «Лефорта» так и осталась загадкой, так как расчеты убедительно показывают, что при имевшихся на нём парусах он не мог быть опрокинут ветром, хотя первоначально эта версия входила в число трех основных. Комиссией по расследованию причин катастрофы признаны наиболее вероятными причинами аварии ослабление связей корабля, вызваные тем, что в 1856 году корабль дважды был использован в качестве транспорта для перевозки тяжелых грузов на орудийных палубах.И. К. Айвазовский. «Гибель корабля
«Ингерманланд» — парусный 74-пушечный линейный корабль Балтийского флота России можно причислить к легендам. Но не за боевые заслуги, а мизерные сроки жизни. Судну было суждено погибнуть после 4 месяцев плавания. Его спустили на воду в мае 1842 года, а уже в августе по пути в районе Норвегии из-за ошибки счисления и сильнейшего шторма «Ингерманланд» выскочил на камни и разбился. Погибли 329 человек, спаслось – 509. Это был роскошный корабль водоизмещением 3000 тонн, с 74 пушками на борту.К. В. Круговихин «Крушение корабля „Ингерманланд“ 30 августа 1842 года у берегов Норвегии», 1843 год.
«Двенадцать апостолов» — российский парусный линейный корабль I ранга, спущенный на воду в 1841 году. Фактическое число орудий на «Двенадцати апостолах» равнялось 130. Мощнейшими из них были 32 68-фунтовые пушки. Орудия стреляли как обычными сплошными ядрами, так и разрывными снарядами. Первым капитаном «Двенадцати апостолов» стал Владимир Алексеевич Корнилов. Входил в состав Черноморского флота. Во время обороны Севастополя был затоплен между Николаевской и Михайловской батареями.И. К. Айвазовский «Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 год.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.