Mitsubishi — для танкистов и камикадзе
Один из старейших промышленных гигантов Японии — компания Mitsubishi, была основана в 1870 году представителем самурайского клана Тоса — Ятаро Ивасаки. Сначала он взялся за крупнотоннажные перевозки по морю, а затем принялся за тяжелое машиностроение. К 1930 году при участии государственного капитала под руководством семьи Ивасаки уже была промышленная империя, одной из ветвей которой являлось автомобилестроение.
С началом войны в юго-восточной Азии в результате слияния авиастроительной и кораблестроительной ветвей концерна Mitsubishi появилась группа Mitsubishi Heavy Industry, ставшая крупным поставщиком японской армии и выпускавшая боевые корабли и самолеты. Знаменитый истребитель «Зеро», благодаря которому японский флот дошел до Австралии, изготавливался на мощностях Mitsubishi. Кроме того, из ворот предприятий выкатывались танки «Чи-Ха» и «Чи-ну».
После подписания капитуляции Япония пережила серьезные преобразования. Семья Ивасаки утратила контроль над Mitsubishi, а монополия была разделена в 1946 году на 44 независимые компании. Одна из фирм занялась в 1950 году производством автомобилей. Другие же подразделения Mitsubishi Heavy Industries до сих пор заняты в рамках ВПК.
General Motors — смерть для «Ямато»
Еще одна крупная корпорация тоже трудилась за океаном, и ее продукция была хорошо известна в нашей стране. С началом войны американцы переоборудовали автомобильные конвейеры General Motors под выпуск авиационной техники.
В 1942 году на воду сходят небольшие эскадренные авианосцы для прикрытия боевых кораблей США в действиях против Японии. На плечи General Motors выпала честь создавать для них истребители Wildcat XF4F-8. Это был облегченный вариант, разработанный фирмой Grumman для тактических действий на море. Он имел 9-цилиндровый двигатель «Райт» R-1820-56 мощностью 1350 лс.
GM стал собирать торпедоносец TBF Avenger, то есть самый удачный одномоторный бомбардировщик на Тихом океане. Самолеты TBF Avenger потопили три десятка подводных лодок, сотни транспортов, несколько эсминцев, а также японский линейный крейсер «Хиэй» и суперлинкоры «Мусаси» и «Ямато». На торпедоносцах TBF Avenger летал Джордж Буш-старший и был сбит над островом Титидзима.
Помимо прочего, GM производил на своих заводах двигатели для самолетов дружественных фирм, которые массово поставлялись в СССР.
Cadillac — самолеты для советских асов
Фирма Cadillac, входящая в GM, удостоилась чести выпускать моторы Allison V12. Они устанавливались на прославленные Bell P-39 Airacobra. Это была любимая машина Александра Покрышкина.
Эти же моторы предназначались и для тяжелых истребителей P-38 «Lightning» фирмы Lockheed. Именно на таком летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери.
Cadillac выпускал и легкие танки M24 Chaffee. В СССР по лэнд-лизу они не поставлялись, зато нашли применение на Западном фронте во Франции. Машина себя хорошо зарекомендовала, благодаря чему еще почти 20 лет в различных модификациях прослужила в армии США. M24 Chaffee воевал в Корее и даже во Вьетнаме. А в движение его приводили два авиационных 5,7-литровых мотора V8, благодаря которым «Чаффи» разгонялся до 56 км/ч.
ГАЗ — танки как «Газели»
Легкие танки выпускал еще один автомобильный бренд, а именно ГАЗ. С началом войны горьковские конструктора разработали свою конструкцию легкой бронированной гусеничной машины Т-60. С началом его производства в Горьком началось проектирование новой модели Т70, которая встала на конвейер в апреле 1942 года. Этот танк выпускался почти полтора года, вплоть до битвы на Курской дуге. Осенью 1943 года на его основе в производство на ГАЗе была запущена легкая самоходно-артиллерийская установка СУ-76.
Кроме того, в 1943 году были освоены бронеавтомобиль БА-64Б и унифицированный с ним армейский «козлик» ГАЗ-67.
Всего за годы войны на ГАЗе было собрано 12 тысяч танков и 9 тысяч самоходных артиллерийских установок.
BMW — двигатели для истребителей
По другую сторону фронта тоже работали прославленные компании. Концерн BMW родился на излете Первой мировой войны путем слияния нескольких авиационных заводов. В 1928 году баварцы начинают производить автомобили, не оставляя при этом авиационные технологии. Немцы строят лицензионные заводы в СССР в Филях и в Рыбинске, где начинается производство авиационной техники.
В 1938 году BMW создает моторы для транспортного Junkers J 52 и берет курс на моторы воздушного охлаждения. В 1939 году BMW получает заказ на разработку реактивного двигателя для двухмоторного истребителя Messerschmitt Мe2б2, который в 1943 году поднимается в небо.
Но самым известным достижением BMW во время войны считается мотор BMW 801. Он был разработан для Fw 190А-1, воевавших на Восточном фронте. Именно их советские летчики прозвали «фоккерами».
Под конец войны мотор воздушного охлаждения BMW 801 прошел множество доработок и развивал мощность в 1 600 лс.
Mercedes — двигатели себе и на экспорт
Но гораздо больших успехов во Второй мировой войне добился концерн Daimler-Benz, известный ныне по бренду Mercedes. Его инженеры изготавливали передовой V-образный 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения для Messerschmitt Bf.109.
Силовой агрегат Daimler-Benz DB 601 объемом 34 литра в начале войны развивал мощность в 1000 лс, а к концу войны после множества усовершенствований выдавал 2600 лс. Этот мотор шел не только на истребители, но и на бомбардировщики и даже танки. Он считался самым надежным и массовым в авиации.
Моторы Daimler-Benz DB 601 попали в Японию и изготавливались по лицензии для торпедоносцев Aichi M6A Seiran, а также для палубного пикировщика Yokosuka D4Y Suisei.