Тогда американские конгрессмены, подозревая президента США Франклина Рузвельта в получении взятки от руководства СССР, планировали даже начать процедуру импичмента — почти как сейчас с Дональдом Трампом. Годы спустя из архивных документов Политбюро стало известно, что советская разведка действительно пыталась подкупить главу США, но только ничего хорошего из этого так и не вышло.
...Накануне блокады Ленинграда случился примечательный эпизод. 29 августа 1941 г. передовые части 122-й пехотной дивизии вермахта захватили мост через реку Ижору. Казалось, путь на Ленинград был открыт. Но едва первый немецкий танк показался на переправе, как мощный взрыв превратил мост в груду обугленных досок. Второй залп чудовищной силы разворотил дорогу — немцы в панике поворачивали назад, не понимая, кто и откуда обстреливает их огромными снарядами. Наступление было остановлено. Командир немецкой дивизии даже не поверил докладам перепуганных офицеров: такого разрушительного оружия у русских просто не могло быть!
Что ж, генерал был почти прав — эта пушка существовала в единственном экземпляре. Экспериментальное орудие главного калибра недостроенного линкора «Советский Cоюз», которому так и не суждено было выйти в море.
Броня крепка
В начале ХХ в. у великих держав не было страшнее оружия, чем линкоры — огромные броненосцы с мощной артиллерией, способные и потопить неприятельский флот, и разрушить береговые укрепления. Они были воплощением колониальных устремлений Запада, и в начале 1930-х предполагалось, что новая мировая война разразится уже не в Европе, а в Атлантике и на Тихом океане, где сферы влияния будут делить Великобритания, США и Япония. Именно эти страны и лидировали в строительстве линкоров. Больше всего линкоров было у США (21) и Великобритании (20). Япония решила взять не количеством, а качеством — 2 заложенных линкора «Ямато» и «Мусаси» должны были стать самыми большими в мире кораблями с самым мощным вооружением и бронированием. В составе ВМФ СССР в начале 30-х насчитывалось всего 3 линкора, доставшихся в наследство от Российской империи. Правда, в 1936 г. приняли «Программу крупного морского судостроения», планируя построить 8 линкоров. Однако возник вопрос: кто и где будет строить корабли? Верфи императорских судостроительных заводов в Гельсингфорсе (Хельсинки), Риге и Ревеле (Таллине) были потеряны, в стране не хватало морских инженеров-конструкторов. И тогда чертежи линкоров большевики решили достать на Западе.
Охотники за секретами
12 мая 1927 г. британская полиция внезапно заблокировала все входы и выходы у дома № 49 по ул. Моргейт, где размещался офис компании «Аркос» (All Russian Cooperative). Через эту компанию, созданную по инициативе первого наркома внешней торговли Леонида Красина, проходили все торговые операции между СССР, Великобританией и её бывшими колониями. Но теперь сыщики Скотленд-Ярда подозревали, что именно через «Аркос» большевики финансировали подпольные боевые ячейки Коминтерна, готовившие революцию по всему миру.
Обыск не принёс особых результатов — в подвале успели сжечь все компрометирующие документы. К тому же головной офис «Аркоса» всегда был «чисто коммерческой» фирмой, а вот главным предприятием ОГПУ по добыванию чужих секретов и военных технологий служил американский филиал «Аркоса» — компания «Амторг» (Amtorg Trading Corporation) с шикарным офисом в самом центре Нью-Йорка на Пятой авеню. Первым главой компании был Эфраим Склянский — студент-медик Киевского университета, в 26 лет ставший замом председателя Реввоенсовета Троцкого. Но, после того как он утонул на рыбалке, его место занял Арон Шейнман, бывший глава Госбанка СССР и приближённый Красина. При нём «Амторг» за год увеличил оборот в сто раз — до 50 млн долл. Одним из секретов успеха стали демпинговые цены, ведь СССР, стремясь захватить рынок леса-кругляка или льна, часто продавал свою продукцию ниже мировых цен. Газета Chicago Tribune писала: «Советская угроза не ограничивается демпингом на лес и лён. Демпинг может перекинуться на другие отрасли промышленности. При русской системе можно игнорировать различные статьи расхода, которые приходится принимать во внимание, когда речь идёт об обычных производителях». В итоге конгрессмены ввели новые санкции против экспорта из СССР угля, асбеста и древесины — дескать, эти товары дешевле американских только потому, что в СССР на лесоповалах применяется бесплатный рабский труд.
Но вот боевой линкор незаметно переправить через океан под видом баржи или прогулочного теплохода было невозможно. Нужны были документы. Однако советская разведка нашла выход.
Родственник Молотова
Решить вопрос с разрешением Белого дома на покупку линкора взялся некий Сэм Карп — бизнесмен средней руки из города Бриджпорт в штате Коннектикут, где была зарегистрирована его фирма Carp Export and Import Co. На советскую разведку Карп вышел благодаря семейным связям: Самуил Семёнович Карповский был родным братом Перл Семёновны Карповской, более известной под псевдонимом Полина Жемчужина, — это была законная супруга Вячеслава Молотова, который с 1930 г. возглавлял правительство СССР.
В 1934 г. Самуил и Перл снова встретились, когда Полина Жемчужина во главе советской делегации приехала в США «для изучения постановки дела в институтах красоты и на заводах парфюмерии». Затем и Сэм Карп приехал в Москву, чтобы познакомиться с Молотовым и предложить большевикам свои услуги лоббиста, имеющего хорошие связи с вашингтонскими политиками через различные организации сионистов. И вскоре компания Carp Export and Import Co. стала одной из посреднических контор при «Амторге». Например, Сэм Карп помог советским разведчикам купить и переправить в Москву образцы новейшей американской взрывчатки, несколько моделей радиостанций, прицелов для авиапушек и новейшие звукоуловители — до появления радаров они были основным средством обнаружения в небе вражеских самолётов.
Покупка линкора должна была стать трамплином для карьеры Карпа. Используя свои связи, Сэм Карп вышел на адмирала Эрнеста Джозефа Кинга, который за долгую карьеру в ВМФ США успел сменить немало постов — от члена штаба командующего Атлантическим флотом США до командира дивизии подводных лодок и командующего базой военно-морской авиации. Адмирал Кинг дружил с подполковником морской пехоты Джеймсом Рузвельтом — сыном президента США, который и обещал поговорить с отцом по поводу продажи корабля. Но за свои посреднические услуги Рузвельт-младший, работавший в Белом доме на должности президентского секретаря, запросил немалый гонорар — 500 тыс. долларов, огромные деньги по тем временам.
В мае 1937 г. руководство «Амторга» отправило в Москву шифровку: «Разрешение американского правительства на продажу нам проекта линейного корабля уже имеется. Чтобы это разрешение получить, требуется израсходовать 500 000 долларов на компенсацию для соответствующих лиц». В Политбюро согласились. Вскоре советский полпред Александр Трояновский передал Джеймсу Рузвельту требуемую сумму, а тот в ответ вручил советским товарищам ответ Рузвельта-старшего. Американцы были готовы продать СССР линкор из серии «Южная Дакота», но только не готовый, а новый, который построят специально по советскому заказу.
Это насторожило разведчиков. Возможно, американцы хотели использовать при строительстве нового линкора не новые разработки, а устаревшие технологии. Возможно, накануне войны Рузвельт просто решил за счёт СССР подготовить частных подрядчиков к постройке боевых кораблей по заказам Морского ведомства США. Так или иначе, но сделка сорвалась по вине Сэма Карпа. Возжелав славы и признания, он дал несколько интервью газетчикам, и в Вашингтоне разразился скандал — продажа СССР новейших военных кораблей была запрещена конгрессом. О внезапных трудностях в Москву телеграфировал и Трояновский: «Рузвельт сообщил, что формально всё более-менее в порядке, но Морское министерство прохладно относится к нашим морским заказам и не даёт своего благословения и помощи. Неофициально моряки будут нам помогать, официально ничего сделать нельзя...»
Полина Жемчужина ответила за брата
Тогда адмирал Кинг предложил Москве альтернативную сделку. Он познакомил советских разведчиков с неким Уильямом Гиббсом, основателем компании «Гиббс энд Кокс», который был прежде известен как создатель самых больших круизных пароходов в мире. Однако во времена Великой депрессии покупателей таких лайнеров было немного, и Гиббс переключился на проектирование военных кораблей. Для ВМФ США он разработал проект корабля будущего — гибрид линкора и авианосца. Это был корабль, превосходящий размерами все когда-либо построенные военные суда мира. На нижней палубе располагались мощные пушки, способные пробить любую броню, на верхней — взлётно-посадочная полоса для самолётов-торпедоносцев. Американские адмиралы, правда, весьма скептически оценили боевой потенциал детища Гиббса, а вот в СССР им заинтересовались.
Уже после войны, когда братья Джеймс и Эллиотт Рузвельты стали помощниками и доверенными лицами генерала Эйзенхауэра, выставившего свою кандидатуру на президентских выборах 1948 г., Сэм Карп попал в поле зрения комиссии конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности. На допросах Карп, удачно вложивший полученные из Москвы деньги в акции бейсбольного клуба New York Yankees, рассказал практически всё — и о том, как давал взятки видным политикам и адмиралам, и о том, как пробивал для «Амторга» разрешения на вывоз секретной военной техники у чиновников Госдепа США и военных министерств. В итоге разоблачительной кампании Эйзенхауэр ещё до проведения партийных праймериз был вынужден снять свою кандидатуру. Трумэн был избран на второй строк, а за длинный язык Карпа ответила его сестра.
В январе 1949 г. Полину Жемчужину арестовали по обвинению в том, что она «находилась в преступной связи с еврейскими националистами и вместе с ними проводила вражескую работу против партии и Советского правительства». Вместе с ней, как следует из докладной записки Берии в президиум ЦК КПСС, были арестованы все члены оставшейся в России семьи Карповских: «МГБ СССР в 1949 г. без каких-либо оснований арестовало ряд родственников, сослуживцев и знакомых т. Жемчужиной: Лешнявскую Р. С. — домашнюю хозяйку, сестру т. Жемчужиной; Карповского А. С. — пенсионера, брата т. Жемчужиной; Штейнберга И. И. — директора завода № 339 Министерства авиационной промышленности СССР, племянника т. Жемчужиной; Голованевского С. М. — помощника по кадрам начальника ГУ лесотарной промышленности Министерства рыбной промышленности СССР, племянника т. Жемчужиной. Как установлено проверкой, все эти лица на следствии подвергались всевозможным издевательствам, вплоть до избиений, с целью вымогательства от них показаний, компрометирующих т. Жемчужину. Арестованные Лешнявская и Карповский, не выдержав применённого к ним режима, умерли в тюрьме».
В декабре 1949 г. МГБ СССР закончило следствие по делу Жемчужиной, и в связи с невозможностью передачи дела в судебные органы из-за отсутствия доказательств она была осуждена Особым совещанием при МГБ СССР к 5 годам высылки в Кустанайскую область Казахской ССР.
«Царь-пушка» против вермахта
Советские же линкоры пришлось строить своими силами — в 1939 г. на верфях Балтийского завода в Ленинграде был заложен первый советский линейный корабль «проекта 23», получивший название «Советский Союз». Борис Чиликин, главный конструктор ЦКБ-17, решил создать самый мощный военный корабль в мире, а орудия главного калибра, созданные в КБ ленинградского завода «Большевик», лишь немного уступали орудиям японского «Ямато». Следом последовала закладка ещё трёх линкоров: «Советской Украины» в Николаеве, «Советской России» и «Советской Белоруссии» в Северодвинске.
Но затем началась война, и все работы над «Советским Союзом» были законсервированы. В этот момент главное орудие линкора — пушка Б-37 калибра 406 мм — прибыло для испытаний на Ржевский артиллерийский полигон. Для этого орудия на заводе «Большевик» изготовили и сотню снарядов, каждый весом больше тонны. В итоге пушка была поставлена на защиту Ленинграда от фашистов. Едва строители закончили монтаж орудия на огромном стальном кольце с электромоторами, как поступило сообщение о продвижении вермахта в район Колпино. Тогда же состоялся и боевой дебют орудия, продемонстрировавшего ювелирную точность — первые же три выстрела остановили атаку немцев, едва не уничтожив все механизированные части 122-й пехотной дивизии.
Всего же в период блокады Б-37 выпустила по врагу 81 снаряд — 17 фугасных и 64 бронебойных. Огромные снаряды, оставлявшие воронки глубиной 3 м, уничтожали и бронированные бункеры, и железнодорожные коммуникации, и склады вооружений. Недаром в люфтваффе была образована группа самолётов-разведчиков, которым приказали найти и уничтожить «царь-пушку». Но орудие было хорошо замаскировано, да и немецким пилотам не могло прийти в голову искать его в глубоком тылу. Удивительно, но и сегодня Б-37 находится на своём боевом посту на Ржевском полигоне — уже как памятник.
Конечно, в советском руководстве звучали предложения вернуться к строительству «Советского Союза», но к тому времени во всём мире мода на линкоры уже прошла. Как выяснилось, грозные бронированные чудовища беззащитны перед торпедными атаками и бомбардировками с воздуха, что было доказано в Пёрл-Харборе, когда за одну атаку японские лётчики уничтожили 8 американских линкоров. Самая же незавидная судьба ожидала французские линкоры «Бретань», «Прованс» и новейший «Дюнкерк»: после капитуляции Франции в 1940 г. их расстреляли английские самолёты-торпедоносцы, чтобы бронированные монстры не достались немцам.
И в мире началась эпоха господства авианосцев.