Примерное время чтения: 9 минут
90280

Прекрасные или ужасные? Правда и мифы о Средних веках

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. Зачем отдыхать в стране, где можно попасть под прицел 02/12/2015
Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337—1339 гг.
Амброджо Лоренцетти. Плоды доброго правления. Фреска. 1337—1339 гг. Public Domain

Какими на самом деле были Средние века? Об этом рассказывает Александр Сидоров, историк-медиевист, доктор исторических наук.

Возвели напраслину?

Александр Мельников, «АиФ»: Ссылаясь на нынешние реалии, чаще всего вспоминают охоту на ведьм и инквизицию...

Александр Сидоров: Охота на ведьм — позднее явление. Ужасы инквизиции, сжигание ведьм были в XVI-XVII вв. Это конец эпохи Средневековья и начало Нового времени. А более тысячи лет до этого, пока длились Средние века, ничего такого не было. Но в нашем общественном сознании этот миф засел очень крепко. Охота на ведьм началась, когда средневековые устои рушились, появился пролетариат, по сути, крестьяне, лишавшие­ся связи с землёй и уходившие в города. Люди верили, что всё зло в мир, где они жили веками и жили нормально, несут колдуны. В условиях разрушения привычного образа жизни, существовавшего веками, народ терял ощущение стабильности, и охота на ведьм стала выражением этих процессов.

— Почему то время стали называть Средними веками? Уже в самом термине слышится что-то посредственное, никудышное.

— Именно так! Его придумали гуманисты в эпоху Возрождения. Им надо было провести черту, чтобы показать, что они наследники и продолжатели великой античной культуры. А то, что лежало между ними и Античностью, — это как бы средние века: варварские, непонятные, тёмные, примитивные, лишённые эстетической привлекательности — время, когда великолепные античные традиции пришли в упадок. Это было принципиально важно итальянской элите. В какой-то момент она стала воспринимать античную историю как свою собственную, а себя представлять наследницей Древних Рима и Греции. Это поиск своих корней, зарождение национальной культуры. И это выводило её на первый план в том мире: вокруг варвары, а у нас — культура, богатство. Позднее по этому пути пошли и другие страны.

Второй удар по Средним векам нанесли в XVIII в. — в эпоху Просвещения. Французские энциклопедисты видели Средневековье временем, когда мысль пребывала во тьме — люди не читали, ничем не интересовались. Современная западная цивилизация этот взгляд унаследовала. Он прижился даже на общекультурном уровне — так думает большинство. Мы видим, как этот миф живёт и воспроизводится.

Круче античности

— Здесь вспоминается последний фильм Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом», снятый по Стругацким...

— Там действие происходит в абстракт­ном Средневековье — жутком, грязном и мракобесном, именно таким многие его и представляют. А реальные Средние века — великая эпоха. Она дала Европе гораздо больше, чем Античность. Современные нации, языки, парламент, университеты, церковь — это всё родом из Средних веков. А европейская готика? Она построена совсем на других принципах, чем античная архитектура. Это огромные, лёгкие, просторные, устремлённые ввысь здания — этого не знали греки и римляне. Современные литература, музыка тоже родом из Средневековья. У нынешних театра и оперы корни больше средневековые — античный театр был сакральным местом. Античную литературу сохранили для нас именно средневековые монахи, они заботливо копировали и внимательно изучали древние рукописи.

Читайте также: Кино не для всех. Фильм «Трудно быть Богом» выходит на большой экран

Данте, фреска Доменико ди Микелино, 1465 г.
Данте, фреска Доменико ди Микелино, 1465 г. Фото: Public Domain

Грязь была и после

— Многие уверены, что в Средние века в упадке было изобразительное искусство.

— В Античности и в эпоху Возрождения искусство было реалистичным и действительно высоким. Но в Средние века живопись была иной — символической. Отсюда и особые фигуры людей, животных, своеобразные пропорции, другие живописные приёмы. Тогда художники не копировали реальность, а создавали сложный образ другого, вневременного мира. И среди них были великие мастера. Они могли так изображать рай, грех и другие важнейшие для средневекового человека понятия, что мы до сих пор испытываем восторг, расшифровывая их творения.

— Но грязь всё-таки была?

— В плане общественной гигиены Древний Рим с его общественными банями и туалетами, конечно, был образцовой цивилизацией. Грязь была. В средневековых городах жили скученно, помои часто просто выливали в окно. В городских клоаках нередко гибли и люди, и скот. Вонь стояла страшная. Люди тоже пахли не слишком приятно, мылись редко. Имело это и некоторое идеологическое обоснование: омовение воспринималось прежде всего в религиозном контексте. Мыться нужно было на Рождество и Пасху, и это была сакральная процедура, символизирующая смывание грехов и обновление человека. Но грязь была и после. В XVII в. при блистательных королевских дворах Европы использовали палочки, которыми гоняли блох в высоких причёсках, и парфюм, которым отбивали отвратительный запах, исходящий от грязных тел. Но ещё сотни лет после этого люди подолгу не знали воды и мылись очень редко. Так что винить в этом только Средние века несправедливо.

Баня в Средние века.
Баня в Средние века. Фото: Public Domain

Кстати

А как же наши средние века?

Русское Средневековье было иным. Мы начали его язычниками, в 988 г. стали христианами и бурно развивались. Но в XIII в. пали под набегом Золотой Орды, и более 300 лет нам было не до учёности и университетов. Эти годы русские князья воевали между собой, с Литвой, с татарами, немцами, шведами. Но к 1480 г., когда мы сбросили иго, Московская Русь оказалась мощной региональной державой. И вскоре, в 1504 г., случился первый и, по сути, последний инк­визиционный процесс на Руси. Тогда сожгли... 27 еретиков! Не десятки тысяч, как в Европе, а 27 человек. Это были так называемые антитринитарии. Они заразили своей ересью правящую элиту и царский двор. Их попы служили в Кремле, а Иван III относился к ним снисходительно. Церковь боязливо сопротивлялась, но нашлись два человека — Иосиф Волоцкий и Геннадий Новгородский, не испугавшиеся и победившие их. Кстати, Иван IV Грозный — ещё не самый жестокий среди тиранов: по оценкам историков, он убил 3-4 тыс. человек, а его современники Филипп II, Генрих VIII, Карл V и Карл IX губили десятками, а то и сотнями тысяч. И при этом у себя на родине они считаются вполне уважаемыми монархами.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах