aif.ru counter
8163

Поймать «дракониху». Как под Свердловском был сбит американский шпион

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. Ждут! Вернёт ли бизнес уведённые из страны капиталы 29/04/2015
 Lockheed U-2C в полёте.
Lockheed U-2C в полёте. © / Commons.wikimedia.org

Об этих событиях «АиФ» рассказал Евгений Никифоров, старейший сотрудник предприятия, разработавшего ракету, которой был сбит американский самолёт. 

Ракетный май

«Когда в 1951 г. я пришёл в КБ-1 (ныне ГСКБ «Алмаз-Антей»), там разрабатывали стационарную - ракеты стояли в шахтах - систему ПВО С-25 «Беркут». Она должна была прикрыть Москву и Московский промышленный район от любого воздушного нападения. Но вся остальная территория страны была совершенно открыта для полётов американских высотных разведчиков. Советские истребители не могли достать их на высоте 20 км и более. Надо было что-то делать. В 1953 г. наш генеральный конструктор академик Расплетин предложил создать на базе С-25 мобильный комплекс ПВО, который при необходимости сможет запускать ракеты из любой точки. В 1957 г. он был создан и получил обозначение С-75.

Так получилось, что боевое крещение С-75 получил не в СССР. Тогда ещё продолжалась «великая советско-китайская дружба», а китайским коммунистам здорово досаждали китайцы с острова Тайвань. На американских самолётах-разведчиках они делали в небе КНР что хотели, пока Хрущёв не распорядился передать им несколько дивизионов С-75. В 1959 г. под Пекином китайский расчёт под руководством советских инструкторов сбил разведчик RB-57D, пилот погиб. История была засекречена, поэтому ни тайваньцы, ни американцы выводов из неё сделать не смогли. Они просто не знали, что у нас появились такие ракеты!» 

Фрэнсис Гэри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере - американский шпион, чей самолет-разведчик Локхид У-2 был сбит советской зенитной ракетой под Свердловском
Фрэнсис Гэри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере - американский шпион, чей самолет-разведчик «Локхид У-2» был сбит советской зенитной ракетой под Свердловском. Фото: РИА Новости/ Чернов

Отставной 1-й лейтенант ВВС США Фрэнсис Пауэрс работал на ЦРУ. Именно оно курировало программу воздушной разведки над территорией СССР. Пауэрс летал на чуде тогдашней техники - самолёте-шпионе U-2 с огромным потолком 24 км и не менее огромным размахом крыльев - 31 метр! В Америке их называли Lady Dragon - «дракониха». 1 мая 1960 г. в 5.20 по Москве он взлетел с военного аэродрома под Пешаваром в Пакистане и через 16 минут пересёк воздушную границу СССР над Таджикистаном. По иронии судьбы 1 мая было последней датой, когда такой полёт был возможен. В середине месяца намечалась встреча глав СССР, США, Англии и Франции в Париже, и президент Эйзенхауэр наложил на миссии ЦРУ мораторий.

С высоты 21 км Пауэрс отснял позиции советских баллистических ракет на Тюратаме (будущий космо­дром Байконур), Магнитогорск и Челябинск-65, где обогащали плутоний. На своё счастье, Пауэрс долго не попадал в зону дейст­вия наших комплексов С-75. Станции обнаружения его видели, цель сопровождали, войска ПВО подняли по тревоге, но сбить не могли. Первый С-75 встретился ему под Свердловском - дивизион майора Михаила Воронова охранял границы Уральского промышленного района. 

В 8.35 первая же выпущенная по U-2 ракета ото­рвала самолёту правый стабилизатор, он начал падать, разваливаясь на части. Облако мелких обломков операторы радиолокационной станции ошибочно приняли за помехи (тогда у нас не знали, что на разведчике не было оборудования для их постановки) и сочли самолёт-нарушитель потерянным. В дело вступил другой дивизион, который, казалось, восстановил контакт с целью, выпустил по ней 3 ракеты и сбил. К сожалению, целью оказался советский истребитель. Пилот погиб…

Пауэрс и сын

«Как я об этом узнал? - продолжает Е. Никифоров. - Вы будете смеяться, но, как все советские люди, из газет. Вот если бы зенитчики в Пауэрса не попали, тогда было бы расследование, создали бы комиссию, привлекли бы нас, разработчиков… Но изделие сработало штатно. Разведчики - вообще достаточно лёгкая цель для ракеты. Они не маневрируют, им объекты на земле снимать надо.

Выставка остатков американского самолета-шпиона
Выставка остатков американского самолета-шпиона. Фото: РИА Новости/ Д. Чернов

Пять лет назад, в очередную годовщину событий под Сверд­ловском, в Москву приезжал сын Пауэрса, Фрэнсис Пауэрс-младший. Я тогда уже возглавлял музей ГСКБ и встречался с ним. Он стал историком «холодной войны» и считал, что отец по­страдал от атмосферы паранойи, которая царила в США. Пауэрс-старший погиб в 1977 г. в катастрофе вертолёта. Сын считал, что она была подстроена спецслужбами. По его словам, к России он до конца жизни относился с теплотой. В конце концов, из 10 лет, которые были присуждены его отцу за шпионаж, он отсидел всего полтора года».

Тот факт, что Пауэрс остался жив и попал в плен, имел самые серьёзные последствия. Встреча в Париже закончилась международным скандалом. Хрущёв потребовал от Эйзенхауэра извинений, тот хлопнул дверью. Отношения СССР и США продолжали ухудшаться до самого окончания Карибского кризиса в 1962 г. Кстати, в этот период комплекс С-75 сбил над Кубой ещё один U-2. Если учесть, что через 5 лет во Вьетнаме он же поставил крест на лётной карьере Джона Маккейна, нынешнего американского сенатора, то можно сказать, что эти старые ракеты до сих пор влияют на отношения нашей страны с США.

А U-2 вскоре после инцидента с Пауэрсом переименовали. По легенде, чтобы успокоить пилотов. Название самолёта, которое звучит по-английски как «ю ту», при произношении ничем не отличается от предостережения: «тебя тоже».

Оставить комментарий (3)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы