Примерное время чтения: 4 минуты
343

Почему Москва — Третий Рим?

Категория:  События
Ответ редакции

Первый Рим — это, собственно, Рим. Вторым Римом, или Новым Римом, называли христианский город Константинополь (ныне Стамбул, Турция), который был столицей Римской империи с 330 года, а затем центром Византийской империи. Славяне называли его Царьградом. После падения Византии под натиском турок в 1453 году встал вопрос преемственности православия.

Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста. Картина около 1800 г.
Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста. Картина около 1800 г.

Кто первым изрек, что «Москва — Третий Рим»?

Это сделал старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря монах Филофей еще в XIV веке. Он написал эту формулу в письме Ивану Грозному, рассказал преподаватель исторического факультета ИАИ РГГУ, координатор Молодежного клуба Российского исторического общества Иван Кулаков в беседе с Информационным центром правительства Москвы. Дошедшая до нас версия послания Филофея звучит так: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать».

«Понятие „Москва — Третий Рим“ можно считать геополитической претензией. Она обеспечивала государству возможность претендовать на различные территории, ресурсы и расширения», — отметил историк.

Эксперт подчеркнул, что исторически Византия объединяла практически тот же ареал народов и различных государств, что и Россия: в частности, восточных славян. «Ареал территории расселения восточных славян был как раз под контролем Византии. Византийская империя активно использовала восточных и южных славян в качестве своих наемников и части своей армии», — уточнил эксперт.

Как пояснил Иван Кулаков, когда от Византии откололись болгары, сербы, а затем народы Кавказа, это дало толчок для объединения под новой эгидой. Москва стала претендовать на эту роль в связи с укреплением позиций Московского княжества и трансформации его в царство.

Московский царь становился не только «божьим помазанником народов» своего государства, но и влиял на других христиан. «Конечно, Москва активно использовала все рычаги центра православия, который провозглашался в тезисе „Москва — Третий Рим“. Она стала объединять вокруг себя православные народы: казаков на Украине, которые в итоге сделали выбор в пользу Москвы. В 1654 году к Московскому царству присоединилась и Левобережная Украина. Также стала частью Москвы территория нынешней Белоруссии, которая долгое время была под контролем польской шляхты», — рассказал историк.

Какое влияние на столицу оказала концепция «Москва — Третий Рим»?

По мнению Ивана Кулакова, Москва стала «магнитом» для православных людей, а также для государств со схожей культурой. «Безусловно, это содействовало в притяжении к Москве различных православных людей, государств, княжеств и объединений. Мы помним, что, как к центру православия, к России тянулись и Грузия, и Армения. Это было, конечно, значительно позже времен Ивана Грозного. Но, например, уже в конце XVII — начале XVIII веков развиваются активные сношения Москвы, Черногории и Сербии», — отметил специалист.

Таким образом, в ареал Москвы массово были вовлечены южные, восточные православные славяне. Греки и византийцы приезжали в российскую столицу учить людей или учились сами. Открывались различные школы по иконописи, по печатанию, писанию священных книг.

Кроме того, Россия оказывала военную поддержку православным народам в различных антитурецких восстаниях. По словам Ивана Кулакова, именно Российская империя стала главным флагманом противостояния Османской империи и борьбы с порабощением славянских православных народов.


Источники:
icmos.ru
www.culture.ru

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах