910 лет назад на киевский престол взошёл князь Владимир Всеволодович, который больше известен как Владимир Мономах.
Поскольку в те времена князь, правивший в Киеве, обладал правом номинального первенства, можно сказать, что Владимир Мономах стал верховным правителем всея Руси.
Однако тут есть любопытный момент, на который следует указать любителям разглагольствовать о «Киевской Руси» и о том, что именно Киев всегда обладал неким «цивилизационным приоритетом». Владимир Мономах прожил 72 года. В политической жизни Руси он начал участвовать в 13 лет, что даёт почти 60 лет активной деятельности. В Киеве же он княжил лишь 12 лет.
«Русской земли не погубим»
Если верить сторонникам версии первенства Киева, придётся признать, что эти жалкие 12 лет не могут обеспечить Владимиру Мономаху достойного места в летописях Древней Руси. Потому что летописцы основное внимание должны уделять именно киевским князьям. Однако киевские князья да и сам Киев в источниках того времени находятся где-то на периферии. А сердцем, мозгом, нервом и душой всея Руси современники полагают Владимира Мономаха. Который, если смотреть с точки зрения «реальной политики», не более чем неудачник. Нет, ну правда – в 1093 г. он добровольно уступает «главный» престол в Киеве двоюродному брату. А спустя год так же добровольно другому двоюродному брату уступает второй по значению русский престол – в Чернигове.
Вдобавок к этому он одержим «странными» идеями братской любви и всепрощения. Когда черниговский князь Олег убивает одного сына Мономаха и нападает на другого, Владимир Всеволодович готов его простить: «От Бога ему суд пришёл, не от тебя. Дивно ли, если муж погиб на войне? Так умирали лучшие в роду нашем…» И не только прощает убийцу, но и предлагает мир, забыв о прежних раздорах.
Пытается примирить Мономах и многочисленную родню, постоянно созывая княжеские съезды, где увещевает князей отложить усобицы, даже если пролилась кровь: «Так не станем мстителями, но положимся на Бога. А Русской земли не погубим».
Княжьего рода белая ворона
Позиция Владимира Мономаха на общем фоне поведения русских князей того времени и правда выглядела странной, а сам он являлся своего рода белой вороной – такое трудно не заметить. Вести об этом довольно быстро разносились по всей Руси. Да и сам князь приложил к тому руку. Он же ко всему прочему был ещё и первым отечественным светским литератором. Что тоже выделялось на общем фоне – до Мономаха писателями были исключительно духовные лица, в первую очередь монашествующие. Князю же такое занятие вроде как не пристало. Его удел – война и правление. Однако Мономах ломает систему и пишет свои «Поучения», добровольно примеряя на себя роль «схимника в келье единенной», чуть ли не выставляя себя на посмешище.
Результат был ошеломляющим. Уже не только князья и бояре, но и «книжные люди», а вслед за ними и простые мужики-смерды понимали: этот князь милосерден и поступает по справедливости. В глазах всей Русской земли Мономах быстро стал единственным, у кого есть Закон и Правда. И произошло это задолго до того, как он получил Киев. По сути, настоящим князем всея Руси Мономах стал, занимая откровенно второстепенные «столы».
Устрашение половцев
Обладать в глазах Русской земли Законом и Правдой – ещё полдела. Но что бы стало с князем, да и со всей Русью, если бы он не умел защитить и Закон, и Правду вооружённой рукой? Мономах преуспел и здесь. И опять-таки до того, как сел княжить в Киеве. Созываемые им съезды князей не ограничивались примирением родственников. Объединение было нужно, чтобы избавить Русь от половецкой угрозы. Она была четвёртым масштабным вторжением кочевников Великой степи в Европу. Первые три закончились плачевно. Гунны проломились почти до самого Парижа и заняли Рим. Авары засели на Дунае – их каганат, экономика которого строилась на грабежах, 300 лет насиловал Европу. Венгров удалось цивилизовать, но до этого они терзали соседей лет 100.
Половцы запросто могли сделать то же самое. Однако на их пути встала Русь. Правда, поначалу казалось, вот-вот – и Русь падёт. И тут проявился гений Мономаха. Ему как политику удалось где уговорами, а где и угрозами объединить русских князей и получить впечатляющие силы. Как стратег он смог нащупать слабые места кочевников. Так, идти на них надо было ранней весной, когда их кони ослабли после скудных зимних кормов. В поход брали не только кавалерию, но и пехоту, которую везли по мартовскому снегу на санях без потери в мобильности.
И впервые в вековом противостоянии Европы и Степи последняя была сначала остановлена, а потом попятилась назад. В плен к Мономаху попало около 300 половецких ханов и вождей. Сотню он отпустил за выкуп. Остальных перебил, чем внушил половцам ужас. В 1120 г. сын Мономаха Ярополк был отправлен в поход за Дон – посмотреть, нет ли опасности. Выяснилось, что половцы, устрашённые Мономахом, вообще оставили русские границы и откочевали на Кавказ.
Неудивительно, что в памяти русских людей именно Мономах стал идеальным государем всех времён. Князья видели в нём образец политика и стратега, лица духовного звания – образец просвещённого христианина, а простые люди слагали о Мономахе былины, где он в силу созвучия имён слился с князем Владимиром Красное Солнышко. Установлено, например, что былина о Тугарине Змее относится к вполне реальным делам Мономаха – именно Владимир Всеволодович в 1096 г. разбил половецкого хана Тугоркана, того самого «Тугарина», который погиб в битве. А позже всех русских государей венчали на царство шапкой Мономаха, и это высшая дань уважения своим корням и своей истории.
Кстати
Сын Мономаха, Юрий Долгорукий, помимо Москвы основал Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Кснятин, чуть больше сомнений вызывает его участие в основании Костромы, Галича, Звенигорода, Городца, Гороховца, Твери… Внук Мономаха, Андрей Боголюбский, перенёс престол великих князей всея Руси во Владимир на Клязьме. Так что к северу от киевских земель русская идентичность и преемственность с «Золотой Русью», что простиралась от Балтики до Чёрного моря, сохранилась. На западно-русских землях память о Мономахе постепенно стёрлась. Там, где сейчас находится Украина, главный герой местных народных песен-дум носит имя Козак Мамай. О Владимире Мономахе там заполошно вспомнили, только когда националистически настроенным политикам срочно потребовалось утвердить приоритет Киева. На свою беду, они выбрали наименее «киевского» из всех возможных претендентов.