Примерное время чтения: 11 минут
7680

По чертежам Петра I. Под Петербургом строят копию корабля «Полтава»

/ Яна Хватова / АиФ

Незадолго до своей смерти Пётр I издал указ о создании мемориала из кораблей, захваченных в сражениях. Таких судов было более двадцати. После кончины императора за документами плохо следили, и указ весь прогнил и пропал. Спустя почти три столетия петербуржцы решили исполнить волю монарха. На одной из верфей под Петербургом ведётся строительство точной копии знаменитого корабля «Полтава», спущенного на воду в 1712 году и одержавшего решающую победу над шведами в Северной войне. Копия 54-пушечного линейного корабля четвёртого ранга будет на полном ходу и сможет выходить в открытое море. «Мы исполняем приказ Петра Великого!», — заявляют сотрудники верфи.

Чертежи восстанавливали по крупицам

В посёлке Лахта под Петербургом стройка в самом разгаре. Здесь, на верфи исторического судостроения, создают точную копию корабля «Полтава», гордости российского флота XVIII столетия. Верфь в Лахте была построена год назад — специально для «Полтавы». Деньги на дорогостоящий проект собрали по спонсорам. Строительство ведётся в огромном ангаре: высота корабля в максимальной точке составляет больше 45 метров, а длина — почти 35 метров. Сейчас «Полтава» готова на 20 %. У рабочих сжатые сроки — через два года корабль должен быть завершён. Такие же условия стояли перед плотниками три столетия назад, и тогда они справились с этой задачей. Казалось бы, что сложного теперь, в эпоху технического прогресса, построить корабль даже ещё быстрей?

Верфь под Петербургом построили специально для Полтавы
Верфь под Петербургом построили специально для «Полтавы». Фото: АиФ/ Яна Хватова

Основная трудность заключается в том, что до наших дней не сохранились ни инструкции по сборке, ни чертежи, по которым строили «Полтаву». Конструкторы и инженеры восстанавливали схему корабля по частям. «При изготовлении чертежей Пётр работал вместе с корабельным мастером Федосеем Скляевым, — рассказывает руководитель отдела научных исследований Филипп Богданов. — Эти чертежи не сохранились, зато в библиотеке Академии наук есть чертёж мидель-шпангоута (сечение корпуса корабля вертикальной поперечной плоскостью). Зная его размер, можно выстроить весь чертёж. Данные собрали буквально по крупицам». Корпус корабля восстанавливали по разным документам и описаниям того времени. Габариты деталей узнали из переписки Петра I, резьбу скопировали с гравюры царя, а в петровских бумагах нашли несколько эскизов. Изучая все документы, проектировщики создают новые чертежи для «Полтавы». Права на ошибку нет — сроки поджимают, и переделать что-то будет уже невозможно.

Чертежи восстанавливали с помощью архивных документов
Чертежи восстанавливали с помощью архивных документов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

«При Петре вырубили все дубы»

Триста лет назад «Полтаву» строили из дуба. Теперь найти нужное количество дуба практически невозможно, ведь для корабля необходимо 4 тыс. кубометров леса. «Во времена Петра I вырубили весь хороший дуб, — объясняет главный конструктор верфи Олег Коробкин. — Например, для изготовления шпангоутов строители крутят, вертят дерево: на нём не должно быть пороков. Невозможно найти качественный дуб, чтобы вырезать из него длинные и толстые доски для обшивки». Из-за дефицита дуба рангоут (устройство для подъёма и растягивания парусов) было решено делать из сосны, а обшивку — из лиственницы.

Корабль собирают из огромных шпангоутов
Корабль собирают из огромных шпангоутов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Деревья на верфь везут изо всех уголков России — из Саратова, Тулы, Брянска и Краснодарского края. Эксперты внимательно осматривают лес и делают пометки на каждом дереве, которое может подойти для строительства корабля. Когда лес привозят на стройплощадку, дубы сортируют: не каждое дерево сгодится для определённой детали. Так, чтобы найти материал для форштевня (носовой оконечности судна), дуб нужно распилить и убедиться, что в нём нет дефектов. Есть и такие детали, деревья для которых не растут ни в Туле, ни в Саратове.

«У нас есть практически все детали закладки, кроме ахтерштевня (задней оконечности корабля в виде жёсткой балки), — говорит главный строитель верфи Михаил Плеханов. — Даже кандидатов на него нет. На сегодняшний момент на верфь привезено уже 1550 дубов не моложе 150 лет, но и среди них нет достаточно большого бревна для архиштевня».

На верфь уже привезли полторы тысячи дубов
На верфь уже привезли полторы тысячи дубов. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Как проектировали без компьютера?

Когда дерево наконец распределено, из него по шаблонам вырезают детали, которые сначала проектируются на компьютере. Каждую из сотен тысяч деталей нужно изобразитьв 3d-режиме. «Не понимаю, как люди проектировали в те времена, — удивляется главный конструктор. — У нас всё трёхмерное, вырисована каждая деталь, 3d-моделирование. Вот долго мучились, нарисовали деталь. Она вся кривая, с вырезами. Как её делали предки? Это фантастика!».

Модель корабля разработали в трёхмерном виде
Модель корабля разработали в трёхмерном виде. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Перед сотрудниками верфи стоит двойная задача: корабль нужно построить таким образом, чтобы он ничем не отличался от оригинальной «Полтавы» XVIII века и в то же время соответствовал требованиям современного морского регистра. На верфи хранится подлинный кусок борта «Портсмута» — линейного корабля 1714 года. В досках «Портсмута» находятся деревянные болты, хотя известно, что тогда они уже применялись. В «Полтаве» болты тоже должны быть деревянными, но современные правила безопасности запрещают это: корабль на деревянных гвоздях попросту развалится. Поэтому гвозди решили делать всё-таки из железа. Все болты и другие детали делаются вручную кузнецами. Также мастера отлили уже несколько экземпляров пушек.

На верфи хранится часть борта корабля Портсмут
На верфи хранится часть борта корабля «Портсмут». Фото: АиФ/ Яна Хватова

С верфи — в открытое море

Стройка на верфи кипит. Над постройкой «Полтавы» трудятся 80 производственных рабочих. Для каждого вида работы — разные люди. Одни рабочие шьют паруса, другие — настраивают станки, третьи — точат пилы. Когда корпус корабля будет готов, они займутся его отделкой и внутренним обустройством: будет воссоздано даже убранство кают, и на «Полтаве», как и в XVIII веке, будет обустроен балласт в виде бочек.

На стройке трудятся 80 рабочих
На стройке трудятся 80 рабочих. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Когда корабль будет достроен, он станет полноценным историческим музеем и даже сможет выходить в открытое море. Правда, с некоторыми условиями. «Пока что в отечественном морском регистре отсутствуют параграфы о технике безопасности на воде, касающиеся исторических судов, — объясняет Филипп Богданов. — "Полтава" сможет выходить в открытое море только в сопровождении пожарных судов». В XVIII века безопасность кораблей контролировалась только с берега: откачки воды на суднах не было. Если оборудовать такой системой современную «Полтаву» или же разместить на ней спасательные плоты, она перестанет быть историческим кораблём.

Для пушек Полтавы отлили несколько ядер
Для пушек «Полтавы» отлили несколько ядер. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Исторические корабли во всём мире можно пересчитать по пальцам. В Голландии есть копия корабля «Баталия», во Франции — фрегата «Гермиона». В Петербурге есть действующий фрегат «Штандарт», но «Полтава» по размеру превосходит все вышеперечисленные суда.

Если строительство пройдёт по плану, в 2016 году точная копия корабля будет спущена на воду. Единственное отличие современного судна от его предка в том, что пушкам новой «Полтавы» не придётся стрелять по вражеским кораблям.

Пушки Полтавы не будут стрелять по вражеским кораблям
Пушки «Полтавы» не будут стрелять по вражеским кораблям. Фото: АиФ/ Яна Хватова

 
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах