9 ноября 1914 года в бою у Кокосовых островов погиб немецкий легкий крейсер «Эмден»
«Мы ненавидели „Эмден“ на словах, поскольку панические слухи о неуловимом вражеском рейдере сковали транспортные перевозки в британском островном архипелаге. Однако в тайных глубинах души каждый из нас преклонялся перед удачливостью и рыцарским великодушием капитана немецкого корабля».
Так офицер британского Королевского флота Иоахим Фицвелл говорил о немецком бронепалубном крейсере «Эмден».
Корабль, построенный на пожертвования
Его история связана с Первой мировой, грязной и очень кровавой бойней империалистических держав, пытавшихся оторвать друг у друга кусок пожирнее. Но история «Эмдена» словно вышла из других времен. Германские моряки смахивали на удачливых пиратов, а их капитан Карл фон Мюллер, наверное, нашел бы общий язык с Джеком Воробьем.
Малый крейсер «Эрзац-Пфейль» заложили на верфях в Данциге в 1906 году, однако строительство из-за недостатка средств шло очень медленно. В итоге жители городка Эмден в Нижней Саксонии собрали на достройку корабля пожертвования в размере почти 7 миллионов марок. В благодарность за это новый корабль переименовали в «Эмден».
Крейсер стал последним кораблем германского флота, который при постройке был оснащен паровой машиной. После окончания испытаний и зачисления в состав флота в 1910 году «Эмден» направили в китайский Циндао, где базировалась Императорская Восточно-Азиатская крейсерная эскадра, проводящая военные операции по всему Тихому океану.
В германской системе военно-морской классификации «Эмден» считался крейсером 4-го класса, наиболее легким и слабовооруженным.
Креативный командир
В 1913 году «слабачка», за изящный вид прозванного «Лебедем Востока», отдали под командование корветтен-капитана Карла фон Мюллера.
Фон Мюллер был талантливым человеком, его отмечал сам гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц, но у командира «Эмдена» не сложились отношения с командующим Восточно-Азиатской эскадрой Максимилианом фон Шпее. Последний категорически отрицал концепцию, согласно которой крейсера должны вести охоту на транспорты противника, нанося ему экономический ущерб. «Крейсера должны драться с крейсерами», — наставлял фон Шпее подчиненных.
Карл фон Мюллер вслед за фон Тирпицем полагал, что захваченный транспорт порой приносит куда больше пользы в войне, чем уничтожение двух-трех боевых кораблей.
Летом 1914 года стало ясно, что большая война неизбежна. 29 июля «Эмден», находившийся на рейде в Циндао, получил радиограмму германского Морского генштаба: «Предлагаю „Эмдену“ в случае введения в действие плана „В“ направиться на юг, чтобы установить в Сайгоне, других портах Индокитая мины, вызвать затруднения в осуществлении французской береговой торговли».
Под планом «В» понимались действия в случае вступления Германской империи в войну против России и Франции. 31 июля 1914 года в 19:00 крейсер покинул Циндао и взял курс на Цусимский пролив. В ночь с 1 на 2 августа была получена радиограмма о мобилизации армии и флота и объявлении войны России и Франции.
Все уйдут, а ты останешься
4 августа «Эмден» догнал и заставил остановиться пароход русского Добровольного флота «Рязань» с 80 пассажирами. Судно, построенное в Германии в 1909 году, могло в ходе войны использоваться как вспомогательный крейсер. 6 августа захваченная «Рязань» была приведена в Циндао. Здесь русский корабль превратили в германский крейсер, дав ему новое имя: «Корморан».
Несмотря на этот успех «Эмдена», Максимилиан фон Шпее полагал, что основные силы эскадры должны сменить район действий, совершив переход в юго-западную Атлантику, поскольку в зоне Индийского океана находится слишком много британских, французских и русских боевых кораблей.
На офицерском совещании Карл фон Мюллер заметил, что легкие крейсера в составе эскадры вряд ли будут полезны и имеет смысл один-два из них оставить в Индийском океане для рейдерских действий.
Фон Шпее выразительно посмотрел на командира «Эмдена», и вскоре тот получил приказ, из которого следовало: охотиться на транспорты, уклоняясь от встреч с большими кораблями противника, предстоит его крейсеру. Причем делать это придется в одиночестве, так как в помощь фон Шпее оставлял лишь груженный углем пароход «Маркоманния».
В 7 часов утра 14 августа 1914 года флагман германской эскадры поднял сигнал: «Начинайте отдельное плавание. Желаю полного успеха».
«Благодарю за доверие. Счастливого плавания и успеха», — ответили с «Эмдена».
Россыпь трофеев и разгром Мадраса
Совершив переход в Индийский океан, фон Мюллер приступил к действиям. В считаные недели «Эмден» стал настоящим кошмаром для союзников. Он осуществлял успешную охоту на слабозащищенные корабли и успешно скрывался до появления тех, кто мог оказать существенный отпор.
Только с 10 по 14 сентября «Эмден» потопил британские войсковые транспорты «Индус» и «Лоувет», грузовые суда «Кайллин», «Дипломат», «Треббоч» и «Клан Мэфисон».
«Кабингу», на которой находились женщины и дети, фон Мюллер топить не стал. На этом корабле держали пленных, взятых на других судах. 14 сентября командир «Эмдена» отпустил «Кабингу», так как она лишь мешала свободным действиям крейсера.
Даже противники отмечали, что Карл фон Мюллер четко соблюдал обычаи войны на море: старался сохранить жизнь экипажей торговых судов, спасал тонущих военных моряков врага, гуманно относился к пленным.
Но война остается войной. 22 сентября «Эмден» подверг обстрелу один из крупнейших портов Британской Индии Мадрас. Приблизиться на дистанцию пушечного выстрела немцам удалось, замаскировав свой крейсер под английский при помощи фальшивой четвертой трубы.
Разрушения, произведенные 130 залпами, были очень серьезны: выгорели запасы нефти, были уничтожены паровые коммуникации порта и линии телеграфа. В Мадрасе началась паника, европейцы стремились как можно скорее уехать.
А «Эмден» продолжал пополнять список уничтоженных британских транспортов: «Кинг Лад», «Тимерик», «Рибера», «Фойл». «Грайфевел» по примеру «Кабинги» отпустили вместе с пленными, «Бьюреск» использовали в качестве корабля-угольщика.
Как пропал «Жемчуг»
С 15 по 19 октября 1914 года команда фон Мюллера захватила еще семь британских судов: «Клан Грант», «Понраббела», «Бенмор», «Сент Эгберт», «Эксфорд», «Чилкана» и «Тройлус».
28 октября «Эмден», замаскированный под британский крейсер при помощи фальшивой трубы, подошел к порту Пенанг на одноименном острове в Малаккском проливе. В гавани не соблюдалась светомаскировка, что было на руку немцам.
На рейде среди прочих кораблей находился русский бронепалубный крейсер «Жемчуг», в свое время переживший Цусимское сражение. Команда крейсера была совершенно не готова к атаке противника. Достаточно сказать, что командир «Жемчуга» капитан 2-го ранга барон Черкасов находился на берегу в гостинице вместе со своей женой.
«Эмден» атаковал русский крейсер торпедой, а затем открыл обстрел из орудий. Попытка оказать сопротивление со стороны команды «Жемчуга» успехом не увенчалась. Немцы использовали вторую торпеду, в результате попадания которой «Жемчуг» разломился пополам и затонул в течение нескольких минут. 82 русских моряка погибли, 115 получили ранения.
Впоследствии командир и старший офицер «Жемчуга» были разжалованы в матросы и приговорены к заключению в крепость.
А «Эмден» в тот же день уничтожил еще и французский миноносец «Мушкет».
Роковая ошибка
Карл фон Мюллер понимал, что ему и его команде благоволит невероятная морская фортуна: «Эмден» давно уже должны были обнаружить и уничтожить. Пора было уходить, и командир немецкого крейсера намеревался совершить переход в Аденский залив.
Но перед этим Мюллер решил уничтожить радиостанцию и кабельную релейную станцию на Кокосовых островах, чтобы лишить Австралию связи с остальным миром.
Утром 9 ноября 1914 года немецкий десант высадился на острове Дирекция. Захват станции прошел успешно, однако австралийский радист успел передать «SOS» и сообщить о неизвестном военном корабле у острова.
Сигнал был принят находившимся в 55 милях от острова австралийским крейсером «Мельбурн», флагманским кораблём эскорта большого австралийско-новозеландского войскового конвоя, направлявшегося в Коломбо. К Дирекции был направлен новейший скоростной крейсер «Сидней», оснащенный мощными дальнобойными орудиями.
Радисты «Эмдена» перехватили приказ с «Мельбурна», однако из-за помех сочли сигнал слабым, посчитав, что до австралийцев не менее 200 миль.
Даже когда на горизонте появился дым, фон Мюллер посчитал, что подходит ожидавшийся им корабль-угольщик. Но в 9:15 на «Эмдене» прозвучала боевая тревога: теперь было очевидно, что перед ними опаснейший противник.
Сражение с последующей капитуляцией
Десантники, находившиеся на острове, вернуться не успели. «Эмден», подняв якорь, предпринял попытку вырваться из ловушки, в которую сам себя загнал. Но скорости, чтобы уйти от «Сиднея», катастрофически не хватало.
Тогда фон Мюллер решил принять бой. Мощности его орудий было недостаточно, поэтому он маневрами пытался выйти на дистанцию торпедной атаки. Однако австралийцы, зная об этой угрозе, умело держали выгодное расстояние.
Около 10 утра артиллеристы «Сиднея» сумели пристреляться, и для «Эмдена» пробил последний час. Крейсер потерял переднюю трубу, были выведены из строя система управления огнём, рулевое управление и радиостанция, отсутствовало электроснабжение. К 11 часам все было кончено. Фон Мюллер, выйдя из боя, попытался увести судно к острову Норт-Килинг, рассчитывая спасти оставшихся в живых членов экипажа, выбросив крейсер на отмель.
На какое-то время команда «Эмдена» оставалась предоставлена самой себе. Австралийцы отправились к острову Дирекция в надежде захватить немецких десантников. На следующий день «Сидней» вернулся, и от фон Мюллера потребовали капитуляции. Он без дальнейших споров принял условия.
В бою «Эмден» потерял 131 моряка убитым и 65 ранеными. Оставшиеся в живых были подняты на борт «Сиднея». Последним шел Карл фон Мюллер, которому австралийцы оказали капитанские почести в знак уважения.
Почетная фамилия «Эмден»
Карл фон Мюллер и другие члены экипажа рейдера были помещены в лагерь военнопленных на Мальте. В октябре 1916 года фон Мюллера перевели с Мальты в Англию. В сентябре 1917 года он предпринял неудачную попытку побега, был пойман и приговорён к 56 дням одиночного заключения.
В январе 1918 года из-за возобновившихся приступов малярии состояние здоровья капитана серьёзно ухудшилось, и его отпустили из плена.
Военно-морское командование Германии полагало, что «Эмден» погиб из-за ошибок его капитана. Тем не менее кайзер Вильгельм II наградил Карла фон Мюллера высшей военной наградой империи: орденом «Pour le Merite».
В 1919 году капитан «Эмдена» вышел в отставку. Имеющиеся у него довольно скромные средства он тратил на помощь членам своей бывшей команды. А вот самому фон Мюллеру помочь оказалось некому. В 1923 году он умер, не дожив трех месяцев до своего 50-летия.
Десантная команда во главе с капитан-лейтенантом Мюкке избежала плена. Им удалось покинуть остров Дирекция на старом паруснике «Айша». Пережив немало приключений, к лету 1915 года немецкие моряки добрались до Константинополя, где их с почетом встретили представители германской военной миссии.
В качестве особой почести выжившие члены экипажа и их потомки получили право добавить слово «Эмден» к своим фамилиям. Сам погибший крейсер был удостоен Железного креста.
Через месяц после гибели «Эмдена», 8 декабря 1914 года, германская Восточно-Азиатская эскадра была разгромлена в бою английской эскадрой вице-адмирала Доветона Стэрди у Фолклендских островов. Общие потери немцев превысили 2100 человек. Среди погибших был и командующий эскадрой Максимилиан фон Шпее.