Откуда пошла традиция прыгать через огонь на Ивана Купалу?
В ночь с 6 на 7 июля отмечается древнейший языческий праздник летнего солнцестояния Ивана Купала, с которым связано огромное количество обычаев и традиций. Многие из них сохранились до сих пор.
По традиции в этот день плетут венки из трав и кореньев, разжигают костры, водят хороводы, прыгают через огонь и поют песни. Ритуальный купальский огонь был непременным атрибутом встречи этого праздника. С древних времен ему приписывали магическую и очистительную силу.
Откуда пошла традиция прыгать через огонь?
Праздник в раннем язычестве был связан с летним солнцестоянием. Изначально его отмечали 22 июня. С приходом христианства и принятием григорианского календаря праздник перенесли на 7 июля, и он совпал с днем рождества Ивана Крестителя, имя которого в переводе с греческого βαπτιστής означает «купатель, погружатель». Несмотря на перенос даты, многие древние обряды, посвященные этому дню, сохранились.
В народе купальский костер рассматривался как перенесенная на землю часть божественного Солнца. На праздник Ивана Купала костры устраивали на возвышенностях по берегам рек, озер, прудов или на перекрестках дорог. Сигналом для разжигания пламени служил заход солнца. Купальский костер необходимо было разжигать «живым огнем», добытым трением.
Согласно языческим традициям, прыгая через костер, люди «очищались» от негативной энергии и болезней, защищали себя от порчи и сглаза. Характерной традицией были попарные прыжки через огонь девушек и парней, державшихся за руки. Считалось, что если во время прыжка их руки останутся вместе, то они повенчаны богом Солнца. А девушку, не перепрыгнувшую через костер, могли назвать ведьмой, облить водой, отхлестать крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнем.
Считалось, что купальский костер обладает магической силой, способной отгонять ведьм, оборотней, русалок, колдунов, домовых, водяных, леших и особенно ведьм, которые на праздник Ивана Купала были особенно опасны.
Восточные славяне верили в очищающую силу огня. Похожие обряды они совершали в любое время года: весной, зимой, осенью — без привязки к солнцестоянию и календарю. Так, если в деревне случалась эпидемия среди людей или домашних животных, то все огни в домах тушились, за деревней разжигали костер и жители прыгали через него или прогоняли сквозь тлеющие угли скот.
Магические свойства приписывали и остаткам купальского костра. После праздника многие несли огонь от этого костра домой и разводили новый огонь в печи или зажигали лучину. Пепел от костра также не выбрасывался — им посыпали улицу, ведущую к деревне дорогу или разбрасывали по полям и огородам для повышения плодородия.