Внимание всего мира сейчас приковано к событиям, происходящим на границе Израиля и сектора Газа. Эти места и для России особенные. Тут расположены подворья Русской духовной миссии.
155 лет назад, в 1868 году, шли трудные переговоры о продаже крохотного участка земли с растущим на нём деревом. Когда сделка наконец состоялась, своды здания Русской духовной миссии в Иерусалиме огласились криком: «Дуб — русский!» Речь шла об остатке дубравы Мамре, расположенной близ Хеврона, что на западном берегу реки Иордан. В собственность Русской духовной миссии перешла святыня трёх мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Именно это дерево мы видим на знаменитой иконе Святой Троицы, написанной Рублёвым.
Формально этот клочок земли пока принадлежал подданному Османской империи Якубу Халеби. Но радостные крики «Дуб — русский!» издавал именно он. Адресованы они были архимандриту Антонину (Капустину), который уже три года исполнял обязанности главы Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Спор из-за святыни
Так было положено начало тому, что впоследствии получило название «Русская Палестина» и включало в себя земельные владения и объекты недвижимости общей площадью более 23,5 гектара. О резонах создания этой структуры лучше прочих может сказать сам архимандрит Антонин: «Я оставил всякую высоту и широту жизненной карьеры и прилепился всем существом своим к одной цели — утвердить и закрепить имя русское в святой Земле обетованной так, чтобы мы не были в ней только гостями, а в известной доле хозяевами — на утешение своим и на страх чужим по вере и духу».
Земли, по которым тогда странствовал архимандрит, изучая библейские древности и присматриваясь к земельным участкам, — Палестина, Сирия и Ливан — находились во власти Османской империи. Антонину был известен формальный предлог, давший старт Крымской войне 1853–1856 годов. Православные и католики оспаривали друг у друга ключи от Вифлеемского храма (церковь Яслей Господних) и Иерусалимского храма (церковь Гроба Господня). Турецкие власти передали ключи католикам, православный император Николай I возмутился и ответил мобилизацией...
По мнению Антонина, таких конфликтов можно было избежать только одним способом — сделать так, чтобы «хозяйствующий субъект» у святыни был один. Желательно — русский: «Я стал приобретать в собственность России то, что ещё осталось, Божьим провидением, в Святой земле ценного, не захваченного католиками и протестантами».
Царь горы
Настоящая гонка развернулась вокруг Елеонской горы, что в Иерусалиме. Отсюда вознёсся на небо воскресший Христос, сюда же он должен явиться во время второго пришествия. Неудивительно, что католики попытались наложить на эту святыню лапу. В 1856 году здесь по протекции императора Франции Наполеона III поселилась и основала монастырь княгиня Элоиза де ла Тур д’Овернь. С ней-то и схлестнулся русский архимандрит. В 1870 году он приобретает первый участок и не останавливается до тех пор, пока вершину горы не увенчало русское владение площадью почти 54 тыс. квадратных метров, где по замыслу Антонина строится Спасо-Вознесенский храм с колокольней под неофициальным названием «Русская свеча», самое высокое церковное здание Иерусалима.
То, что Антонин выиграл и эту, и ещё несколько подобных гонок, вызывает удивление и восхищение. Согласно законам Османской империи, приобретать землю могли только турецкие подданные. Чтобы обойти это, купчую оформляли на какого-нибудь турка, посулив тому откат. Католический мир заваливал своих представителей на Святой земле деньгами. А у русского архимандрита денег было в обрез. Зато Антонин обладал обаянием и даром убеждения. Там, где католики орудовали деньгами, русский действовал словом. Так, Антонин заручился поддержкой того самого Якуба Халеби, который искренне радовался, что Мамврийский дуб теперь русский.
Однако этому и другим приобретениям кое-кто не радовался совсем. И были это вполне православные русские люди. Часть из них занимала важные посты в Священном синоде, часть — в Министерстве иностранных дел Российской империи. Первые были возмущены «самоуправством» слишком активного главы Русской миссии, вторые — тем, что тот взваливает на них дополнительные проблемы по урегулированию прав собственности. Но Антонин нашёл выход из положения. Когда в 1872 году Синод потребовал отчёта и прямо заявил, что «разрешения на приобретения в Палестине от Синода не давалось», он пригрозил продать всё приобретённое иноверцам. Тут уже на дыбы встал МИД и заявил, что продавать ничего нельзя: «Вопрос об этих приобретениях перенесён на политическую почву!»
«Только ему одному, его твёрдости, его настойчивости Православная Русь обязана тем, что стала твёрдою ногою у Святого Гроба!» Это слова из некролога Антонину, который умер в 1894 году. За несколько лет до смерти он смиренно писал: «Роды родов будут подниматься на высоту, где я сижу, а о чём будут думать они? Верно, не о том, кто доставил им случай полюбоваться на целокупный образ вечно-вещей Палестины...»
Он ошибался — его дела и заслуги помнят и будут помнить.
Справка
Подворья русской духовной миссии, действующие сейчас:
- Троицкий собор, Иерусалим
- Горненский женский монастырь, Эйн-Карем
- Подворье в честь апостолов Петра и Павла и прав. Тафиры, Тель-Авив — Яффо
- Подворье в честь пророка Илии, Хайфа
- Подворье в честь святых Праотцев, Хеврон
- Подворье в честь святого Иоанна Предтечи на месте крещения Господня, Иордания
- Подворье в честь Марии Магдалины, Магдала
- Подворье в честь апостола Закхея, Иерихон
- Pilgrim Residence, Вифлеем
- «Дом со сводами», Тиверия.