aif.ru counter
2094

От короля - в массы. Как сказка про Золушку гламур породила

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Где экс-министр агропрома и где сам агропром? 11/11/2015
Гламурный марафон запустил в XVII «король-солнце», и он всё продолжается.
Гламурный марафон запустил в XVII «король-солнце», и он всё продолжается. © / www.globallookpress.com

На первый взгляд с гламуром всё просто. Это модели, актёры, спортсмены и прочие звёзды. Все они яркие, модные, сексуальные, богатые, довольные собой. Гламур - это и то, как они одеты, какие у них машины, замки, яхты, часы, любовницы… А вот у учёных нет единого определения гламура. «Гламур лучше всего рассматривать как соблазнительный образ, который тесно связан с потреблением, - говорит авторитетный исследователь Стивен Гандл. - Он состоит из отретушированного или усовершенствованного изображения кого-то или чего-то, и цель этого изображения - ослеплять и соблазнять каждого, кто на него взглянул» (кстати, само слово «гламур» переводится с английского как «очарование»). 

Волшебные чары

Но кого же они очаровывают? Самое главное - весь этот «гламурный праздник жизни» для нас, обычных людей. Без нас не было бы гламурных персонажей. «Гламурные личности всегда играют на широкую публику, без зависти и восхищения которой они просто не существовали бы, - пишет об этом С. Гандл. - Они живут ради внимания общества, которое превращает их в объекты всеобщего любопытства и индивидуальных фантазий. Гламур просто не может существовать без вовлечения масс. Даже самый интересный, сексуальный и модный человек не станет гламурным, если не осмелится вторгнуться в царство публичного и не завладеет всеобщим вниманием. Гламура не было до того, как он стал коммерческим товаром». И возник он тогда, когда красивую жизнь, царившую среди аристократов, смогли покупать себе стремительно богатеющие буржуа.

Можно сказать, что гламур - это бесконечный рекламный ролик, призванный завораживать нас. И, как в любой рекламе, всё в нём подретушировано, приукрашено - над этим работает армия фотографов, модельеров, дизайнеров, косметологов, пластических хирургов. Всё это заставляет нас подражать звёздам: покупать гламурные шмотки, косметику, машины, квартиры, заниматься фитнесом, делать косметические операции. 

«Всё это очень похоже на теорию моды извест­ного социолога Георга Зиммеля. Называется она немножко странно - теорией стекания: моду создают высшие слои общества, но потом её ­перенимают простые люди - происходит как бы её стекание с верхних ступеней социальной лестницы к нижним, - объясняет социолог Виктория Мельникова. - Эти слова и про гламур, хотя при жизни Зиммеля этот термин ещё не употребляли. Для гламура крайне важно и движение снизу вверх. «Золушки», покоряющие высший свет, - его обязательный элемент. Они призваны демонстрировать наличие лифта, на котором можно с земли подняться во вселенную гламура. И неважно, что количество мест в лифте стремится к нулю - он создаёт у народа веру, что усилия ненапрасны. Важно, что гламурные СМИ постоянно подчёркивают: каждая женщина может стать ближе к звёздам, но над этим надо работать. Если вы не можете купить не только яхту, но даже платье «от Версаче», то купите шарфик, зонтик или другой аксессуар с этим лейб­лом - так вы станете чуточку более гламурной. К гламуру можно приобщаться по частям, откладывая самое недостижимое на потом. А пока? Купите 5 аксессуаров для вечеринки и 6 вещей, без которых не обойтись этой осенью, не забывайте про 10 упражнений для плоского живота и о 7 способах увеличения груди… И тогда даже не одарённые красотой от природы станут гламурными». 

Король гламура

Сказка про Золушку - это просто манифест гламура. Похоже, именно с неё, а точнее, с переделки этой народной сказки Шарлем Перро, гламур и начался. Мы представляем себе этого великого сказочника добрым дедушкой, а он был одной из самых влиятельных фигур в окружении «короля-солнца» Людовика XIV. Как бы сказали сегодня, он руководил пиар-кампанией по прославлению этого самого знаменитого монарха всех времён и народов, возглавляя 20 лет «Бюро славы короля» и другие информационно-идеологические структуры Франции. И эту роль ему поручил сам король. «Господа, вы можете судить о моём уважении к вам уже потому, что я доверяю вам самую ценную для меня вещь - мою славу», - вспоминал Перро встречу своей пиар-команды с монархом. 

Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй
Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй Фото: Public Domain

Вот свидетельство этой работы от невестки короля: «Как-то я спросила одного разумного человека, почему во всех писаниях постоянно превозносят короля, и услышала, что всем издателям дано особое распоряжение печатать лишь те книги, где восхваляется король, и что делается сие ради подданных. Французы обычно много читают, а поскольку провинция читает всё, что приходит из Парижа, то восхваления короля внушают им почтение и уважение к нему. Вот для чего это делается, а вовсе не для короля, который этого не видит и не слышит». «Король-солнце» вместе со своим самым блестящим и самым большим в мире двором опустился на землю - к народу, и это была первая операция по «стеканию» гламура в массы.

Важнейшую роль в ней сыграли сказки Перро. Создавая их, он выкидывал из народных историй все грубости и ужасы, колдуний заменял воздушными феями, героев одевал в аристократические наряды и придумывал для них гламурные аксессуары типа хрустальных туфелек или красной шапочки. Грошовые книжицы со сказками, издававшиеся массовыми тиражами, очень быстро очаровали народ, даже проникли в крестьянские массы и включились в фольклор. Рассказав, каков мир дворцов изнутри, они сделали его предметом сокровенных мечтаний. Именно тогда гламур стал овладевать массами. Так что возник он всё же раньше капитализма.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы