7 января 1928 года советский летчик Михаил Громов совершил первый испытательный полет самолета У-2 конструкции Николая Поликарпова.
У-2 стал вторым учебным самолетом в истории советской авиации и первым, сделанным по оригинальному проекту
Один из самых известных в истории отечественной авиации самолет изначально создавался как учебная машина. С 1919 года основным учебным самолётом в РСФСР являлся У-1, созданный на базе английского разведчика Авро-504. Но стремительное развитие авиации требовало создания новой техники.
Создателем У-2 стал авиаконструктор Николай Поликарпов, работавший над конструкцией самолета в течение нескольких лет. Наземные испытания машины начались летом 1927 года. 7 января 1928 года биплан, пилотируемый летчиком Михаилом Громовым, впервые поднялся в небо.
Кроме Красной Армии, на У-2 летали немцы и финны
У-2 является одним из самых массовых самолетов в истории мировой авиации. Первая опытная серия была выпущена в тот момент, когда еще шли испытания первого экземпляра машины. Всего же в период с 1928 по 1953-й годы было построено около 33 000 самолетов подобного типа. По этому показателю У-2 опережают только самолёт «Сессна-172 Скайхок», фронтовой истребитель «Мессершмитт» Bf.109 и штурмовик Ил-2. Помимо Советского Союза, У-2 в разные годы эксплуатировался в Венгрии, Чехословакии, Польше, Болгарии, Югославии, Албании, Китае, Монголии и Северной Корее. В ходе Великой Отечественной войны захваченные во время боев У-2 использовали также немецкие люфтваффе и ВВС Финляндии.
У-2 был дорогой в небо практически для всех советских летчиков 1930-х — 1950-х
В течение многих лет самолеты У-2 были единственными машинами первоначального обучения в летных школах и аэроклубах Осоавиахима. Учебные организации оборонного Общества на этом самолете подготовили в годы войны почти 100 тысяч советских летчиков. По сути дела, каждый отечественный летчик, начинавший карьеру в 1930-х — 1950-х годах, начинал свой путь в небо с пилотирования У-2.
Немцы называли У-2 «Железным Густавом» и панически боялись его
Изначально У-2 рассматривался как учебный самолет с военным уклоном. Правда, помимо обучения военных летчиков-курсантов, ему отводились вспомогательные функции — санитарный самолет и самолет связи. Но с началом Великой Отечественной войны имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Самолеты, в зависимости от модификаций, могли взять бомбовую нагрузку от 100 до 350 кг. Слабо защищенная машина не могла успешно использоваться днем, но ночью относительно тихий самолет превращался в силу, обладающую не только ударным, но еще и серьезным психологическим эффектом. Удары У-2 вызывали настоящую панику у немецких солдат, именовавших советский бомбардировщик «Железным Густавом».
В ВВС РККА было три женских полка, но только один из них летал на У-2
В 1941 году по приказу Народного комиссариата обороны в ВВС РККА были сформированы три женских авиаполка, один из которых был укомплектован самолетами У-2. Именно 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк и получил от гитлеровцев прозвище «Ночные ведьмы». 23 девушки-летчицы, служившие в авиаполку, были удостоены звания Героя Советского Союза. Пять из них были отмечены посмертно. Но на У-2 воевали не только женщины — Героями Советского Союза стали также более 30 мужчин.
В 1944 году У-2 переименовали в память о его создателе
Переименование биплана произошло в 1944 году, после смерти авиаконструктора Николая Поликарпова. В память о человеке, носившем неофициальный титул «короля истребителей», решено было назвать его самое массовое творение. Так У-2 превратился в По-2, однако прежнее название, к тому времени прочно закрепившееся в народе, по сию пору употребляется гораздо чаще.
У-2 был настолько устаревшим в годы войны, что гитлеровцы не могли его обнаружить
Биплан конструкции Николая Поликарпова оказался самым летающим советским самолетом Великой Отечественной войны. Только на У-2 летали советские пилоты, имевшие на своем счету более 1000 боевых вылетов. При этом потери самолетов и пилотов у бипланов Поликарпова были значительно ниже, чем на всех других боевых машинах. Причина заключается в том, что архаичный У-2 своей малозаметностью и тихоходностью оказывался очень хорошо защищен от атак немцев. Люфтваффе не составляло труда сбить У-2, но для этого его еще надо было обнаружить, что порой представляло из себя совершенно невыполнимую задачу.
В 1945 году У-2 стал первым советским самолетом, про который сняли художественный фильм
У-2 стал первым отечественным самолетом, удостоившимся художественного фильма, где он, по сути, является одним из главных героев. В 1945 году на советские экраны вышла лента «Небесный тихоход» с Николаем Крючковым и Василием Меркурьевым. По сюжету, летчик-истребитель Василий Булочкин после аварии оказывается в полку ночных бомбардировщиков У-2. Музыкальная комедия стала классикой советского кино, а песня из нее стала неофициальным гимном отечественных летчиков.
Во время войны в Корее По-2 победил американский реактивный истребитель
Звучит невероятно, но на счету По-2 есть выигранный бой против американского реактивного истребителя. Во время Корейской войны американский перехватчик Локхид F-94 «Старфайр» предпринял атаку на принадлежавший северокорейцам По-2. Из-за разницы скоростей экипаж F-94 был вынужден замедлиться до такой степени, что двигатель заглох. Перехватчик упал и разбился, а По-2 благополучно вернулся на базу. В Корее известно еще несколько случаев, когда американские пилоты в ходе боя врезались в По-2, но в этих ситуациях погибали оба самолета.
Прозвище «Кукурузник» самолет получил за работу в сельском хозяйстве
Использование У-2 в гражданской авиации началось в довоенный период. Специально для этого была разработана модификация У-2АП с аэроопылителем для распыления удобрений и ядохимикатов. Однако по-настоящему широкая мирная жизнь самолетов такого типа наступила после Великой Отечественной войны. У-2, не требующий высокого мастерства от пилота, был востребован при перевозке грузов и почты, сельскохозяйственных работах, перевозке пассажиров. Тогда-то за ним и закрепилось прозвище «кукурузник». Самолет эксплуатировался на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.