aif.ru counter
6596

На разрыв артерии. Почему БАМ стал нашим последним великим проектом

«Могли бы мы сейчас потянуть проект, равный БАМУ по масштабу? Нет! Ни за какие деньги! Клич кинуть некому, да и откликнуться тоже».

«Пятый год бегает по железной дороге локомотив «Вячеслав Аксёнов», хорошо работает, опять же гордость».
«Пятый год бегает по железной дороге локомотив «Вячеслав Аксёнов», хорошо работает, опять же гордость». © / Из личного архива

«АиФ» подождал, пока отгремят торжества по случаю 45-летнего юбилея последнего великого проекта советской эпохи и поговорил с первопроходцем БАМа. 

Вячеслав Аксёнов приехал на стройку в 1974 г. простым лесорубом, а через 10 лет стал Героем Социалистического Труда. Этим летом он поехал в места, где прошла молодость, и увидел то, что одновременно заставило почувствовать гордость и боль. 

– Мне 24. За плечами детство в семье сельских учителей, армия, техникум. Звонок из комитета комсомола: «Слава, поедешь на БАМ?» – «А что это такое?» – «Комсомольская стройка!» – «Конечно, поеду, когда?» – «Завтра!» И наутро я уже отправился во Владимир, где формировался отряд нашей области. Приезжаю, а отряд уехал. Я так расстроился, вышел на улицу, погоревал в скверике, а потом вернулся в горком комсомола и говорю: «Дайте мне комсомольскую путёвку, я сам поеду». В столице решил идти прямо в ЦК комсомола. Там выяснилось, что я ещё раз опоздал. Отряд уже выехал на встречу с Брежневым в Кремлёвский дворец. И тогда мне предложили ехать на третьей полке поезда! Так я стал бамовцем. 

Поезд. В каждом городе по пути следования – митинг на вокзале, поздравления и везде сотни желающих ехать с нами. Кстати, при отправлении из Москвы нам раздали листочки с текстом песни о БАМе композитора Шаинского. Он сам наигрывал нам на рояле из Дома железнодорожников на площади трёх вокзалов, а мы её пели.

Комсомолец Аксёнов – строитель БАМа, 1975 г.
Комсомолец Аксёнов – строитель БАМа, 1975 г. Фото: Из личного архива

Кто сильный – останется 

 – «Дорога железная, как ниточка, тянется... Кто слабый – не выдержит, кто сильный – останется». Многие не выдержали?

– Вертолётом нас забросили в тайгу с продуктами и всеми предметами первой необходимости. Кто-то сдался уже через пару месяцев. Потом, помню, в газете писали: «Беглецы с БАМа своими рассказами о трудностях, которые выпали на долю молодых строителей, выжимали у женщин слёзы, а у мужчин кое-что покрепче!» Бежали, кстати, в основном южане. Ну а как? Тайга. Гнус, мошка, комары. Мазались от насекомых мазью «ДЭТА». Мы ж тогда не знали, что это страшная отрава и наносить её надо на одежду. Мазали на кожу, и, когда под солнышком начинали потеть, многим досталось. Натуральные отравления.

Вставали летом на работу в 4 утра, чтобы к 12 сделать перерыв, так как в накомарнике работать в жару невыносимо. Еда – тушёнка и слипшиеся макароны. Сами ж себе готовили. Хорошо, тушёнки было много, ведь сила нужна, чтобы лес валить. 

Летом в палатке жили, а к зиме срубили себе баню, жильё, в нём нары сколотили, матрасы положили. Чтобы помягче было, травы под матрасы напихали... В общем, закончилось это тем, что к нам в гости пришли два холодных неразлучника – радикулит и простатит. Когда меня в 1984-м в Москву вызвали вручать звезду, то так скрутило, что только в виде вопросительного знака мог стоять. Выпрямился лишь благодаря баралгину. 

– Когда стояли в виде вопросительного знака, себе вопрос не задавали: «А оно того стоило?»  

– Когда ехал на БАМ, я не думал о государственных задачах, решениях партии... В голове была молодость! Просто хотелось сделать в жизни что-то большое, важное. Мне ведь перед отъездом некоторые говорили: «Да через год вернёшься». Я никого не переубеждал. «Денег заработать хочешь?» Я тоже не пытался объяснить, что деньги для меня – не главное. Хотя были и такие, как в переделанной песне: «А я еду, а я еду за деньгами, за туманом едут только дураки». Всякие были. 

– 2 миллиона человек – на БАМ ехали люди со всего Союза. Они делали одно дело и не грызлись между собой. Куда всё это делось сейчас?

– Конфликты у нас случались, но не национальные, а из-за девушек. Сами понимаете, в тайге они были в дефиците (улыбается). Но даже если накануне поспорили из-за девчонок, то на следующий день уже мирились – работать-то надо рядом. И я вам скажу, что и сейчас народы не враждуют. У меня в бригаде было много белорусов, мы дружим до сих пор. Встречаю через много лет таджиков, которыми руководил на стройке, они мне: «Здравствуй, дядя Слава!» Это политики не могут договориться, а простые люди всегда общий язык найдут. 

Дорога жизни или дорога в никуда?

– Приехав на БАМ сегодня, какое чувство испытали?

– Прежде всего гордость! Я смотрел на населённые пункты – тут я забил первый гвоздь, там прокладывал первую улицу. А ещё пятый год бегает по железной дороге локомотив «Вячеслав Аксёнов», хорошо работает, опять же гордость.

Понимаете, мы прокладывали там железную дорогу, а на самом деле проложили дорогу для новой жизни. И какой болью резануло мне сердце, когда я заметил выбитые окна, брошенные дома. Такая боль! Ведь мы жертвовали там здоровьем. До сих пор помню один случай. У тоннельщиков была японская техника. Как-то приехали японские специалисты, обвешанные персональными дозиметрами, и пошли в один из тоннелей. И как дозиметры все дружно запищат! Японцы развернулись и назад. А наши пошли дальше работать. 7 лет этот тоннель строили. И те, кому нужно, молчали.

– Был период, когда сменилась власть в нашем государстве и возникла мысль, что БАМ – дорога, построенная в никуда. 

– Дороги – это артерии государства. Не понимать это – значит, совершать преступление. Мы дали государству запасной путь к Тихому океану. События на Даманском (советско-китайский пограничный конфликт. – Ред.) подтвердили необходимость альтернативы Транссибу. Да и сам Транссиб работает с полной загрузкой, поезда идут каждые пять минут, и нагрузка только растёт. Как же без БАМа? В 90-е годы мы выстояли под хулой Гайдара и его друзей.

Помню, как к нам на БАМ приезжал академик Аганбегян, рассказывал, насколько важным делом мы занимаемся. А потом он же в Москве нас предал, сказал, что мы просто растратили силы и ресурсы на ненужный путь. Не люблю предательства. И помню, как 30 лет назад бросили там людей... 

А я повторю: дорога – это жизнь! Мы её проложили, чтобы дальше можно было продолжать освоение Сибири и Дальнего Востока. На 40-летие БАМа Владимир Путин вроде бы поддержал продолжение строительства, но прошло 5 лет, уложено всего 250 км, и то кусками. Разве это строительство?

– Может ли Россия сегодня потянуть проект, равный БАМу по масштабу?

– Нет. Ни за какие деньги не смогут повторить. Клич кинуть некому, да и откликнуться тоже – молодёжных организаций нет. Посмотрите на проекты – дальневосточный гектар, космодром Восточный и прочие. Огромные деньги, скромные результаты и везде обман. Знаете, какая у меня мечта есть? Чтобы про БАМ сняли кино, хорошее, честное. И чтобы мы – ветераны – успели его увидеть. И чтобы вы поняли, зачем мы это делали.

– Не обидно вам, что некоторые бамовцы до сих пор живут в бараках во временных посёлках?

– Обидно! Но всё-таки человек сам должен управлять своей жизнью. Нельзя жить по указке всю жизнь. Нам ведь по 40 лет было, взрослые люди. А тут страна поменялась. Кого приучили, что кто-то будет думать за них, те и остались в бараках. Когда закончилась стройка, я сам нашёл объявление в газете и поехал на новую родину, в Красноярск, где сам всё начал с нуля.

– Кстати, про Красноярский край. И там, и в Иркутской области сейчас наводнение. Но создаётся впечатление, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Кажется, что людей, готовых сорваться, чтобы помочь в беде, всё меньше...

– Будь помоложе, поехал бы сам. Но и сейчас там работают волонтёры! Нельзя сказать, что народ очерствел. Ближние откликаются, со всех сторон люди помощь посылают. Но этого мало. Может быть, потому что бед у нас многовато? То Иркутск, то Канск, то пожар, то самолёт упал… Как всем помочь? Где найти силы и средства?

– «Я сейчас испытываю гордость за то, что сделал», – говорите вы. Будет ли чем гордиться нынешней молодёжи через 45 лет?

– Мы-то БАМ построили, не зря жизнь прожили. А оставит ли нынешнее поколение что-то стране после себя? Сложный вопрос. Но, думаю, всё-таки оставит. И достижения есть сегодня, и герои. Просто мы пока не обо всех знаем. Знаете, это как сейчас, после «Чернобыля», многие впервые осознали, в чём подвиг ликвидаторов аварии. А я строил БАМ...



Оставить комментарий
Вход
Лучшие комментарии
  1. Ишак Матрос
    |
    19:56
    19.07.2019
    1
    +
    -

    Bася Пупкин[mailru]: Уж не тебе, Вася Пупкин, сидя у разбитого социалистического корыта, решать, кому нужен ремонт в голове. Как раз таких, как ты, в 90-х годах и подлечили от болезней в голове. Капитально. 

  2. Ишак Матрос
    |
    00:27
    21.07.2019
    1
    +
    -
    Bася Пупкин[mailru]: Пупкин, уже по твоим "вопросам" видно, что ты – коммунистический демагог. И поэтому не можешь обойтись без передёргиваний и клеветы. Что значит – "всё социалистическое"? Если Вавилов развивал генетику и селекцию в советское время, то он что же, по твоему – "социалистический учёный"? Но его затравили "социалистические учёные" (Лысенко), и он умер в ГУЛаге. Если Королёв конструировал космические корабли в советское время, то он, что по твоему – "социалистический конструктор"? Но он тоже попал в ГУЛаг по клеветническому доносу, и чуть не умер там, как и Вавилов; ему просто повезло чуть больше. Многие "достижения эпохи социализма" появились не благодаря, а вопреки социализму (в том числе и победа в Войне). Многие "достижения социализма" (та же индустриализация, то же освоение целины, и тот же БАМ) обошлись бы стране значительно дешевле, если бы не "социалистические методы хозяйствования". Ты хоть статью-то читал? Там написано о БРОШЕННЫХ домах, а ты продолжаешь свистеть о том, что "БАМ продолжает работать на пользу России". Конечно, БАМ продолжает работать (потому что он всё-таки был построен), но работает он совсем не в том объёме, на который рассчитывали (о чём и свидетельствуют БРОШЕННЫЕ дома с выбитыми окнами): к 1997 году грузопоток по БАМу сократился вдвое по сравнению с показателем 1990 года. А построен-то он был на охрененные деньги. ("Проект БАМ обошёлся примерно вчетверо дороже, чем предполагалось вначале", подсчитал Егор Гайдар. Вот тут я ему поверю, хоть он и коммунист). А численность населения в зоне БАМа сократилась за 35 лет (1982–2017) вдвое: ведь они так и продолжают жить В БАРАКАХ, до сих пор. Так куда же зовёт людей Аксёнов? А нынешнее правительство, которое ты именуешь не иначе, как "казнокрадами", теперь собирается захерачить в реконструкцию БАМа ещё около 400 миллиардов рублей. Получается, что ты с Аксёновым – идеологический пособник воров и казнокрадов.
Комментарии (6)
  1. Ишак Матрос
    |
    07:39
    19.07.2019
    1
    +
    -
    Сам говорит про "выбитые окна, брошенные дома". И продолжает называть это «дорогой жизни»...
  2. Bася Пупкин[mailru]
    |
    09:28
    19.07.2019
    -1
    +
    -
    Ещё раз повторю, разруха начинается в головах! Кто-то в 80-х строит БАМ. Дорогу жизни и развития для Дальнего Востока, Сибири и России. Кто-то в 90-х казнокрадствует, разваливает Родину, продаёт её интересы и имущество оптом и в розницу. А кто-то сегодня злорадствует,что в посёлках БАМа есть дома с выбитыми окнами, а строители БАМА гордятсясвоими подвигами на благо Родины. Знаешь, чувак, мне вот думается, что у Героя Социалистического Труда Вячеслава Аксёнова в голове всё в порядке. А вот в твоей консерватории необходим капитальный ремонт. И срочно.
  3. Ишак Матрос
    |
    19:56
    19.07.2019
    1
    +
    -

    Bася Пупкин[mailru]: Уж не тебе, Вася Пупкин, сидя у разбитого социалистического корыта, решать, кому нужен ремонт в голове. Как раз таких, как ты, в 90-х годах и подлечили от болезней в голове. Капитально. 

    • Bася Пупкин[mailru]
      |
      03:27
      20.07.2019
      -1
      +
      -
      Два вопроса, Ишак Матрос.Первый,а почему это всё социалистическое для тебя - именно корыто? Куда наливают пойло одно на всех, и обзательно - низкого качества? Ты так пренебрежительно относишься к достижением народов СССР? А чёй-то? И второй вопрос, а почему не мне тебя судить за алогичность твоего коммента? Чем ты лучше тех же Трампа, Мей и Костикова? Почему это в отношении тебя я не должен сметь своё суждение иметь? Воля твоя, но я остаюсь при своём мнении, потому что ты не привёл убедительных аргументов в защиту твоей точки зрения, что патриотический, самоотверженный труд на благо Родины - это плохо, а продажа достижений народов СССР в целх личного обогащения - хорошо. Ну и для сравнения - вот за Вячеславом Аксёновым - БАМ! Который до сих пор работает на пользу России, несмотря на все потуги твоих подзащитных из 90-х и их выкоррмышей. Поколение Аксёнова прожило жизнь не зря и заслужено уважаемо. А что можешь предъявить ты? Русофобские комменты с потугами на остроумие? Маловато будет! Басню о Моське и Слоне стоит цитировать или в советской школе тебя заставили её вызубрить?
      • Ишак Матрос
        |
        00:27
        21.07.2019
        1
        +
        -
        Bася Пупкин[mailru]: Пупкин, уже по твоим "вопросам" видно, что ты – коммунистический демагог. И поэтому не можешь обойтись без передёргиваний и клеветы. Что значит – "всё социалистическое"? Если Вавилов развивал генетику и селекцию в советское время, то он что же, по твоему – "социалистический учёный"? Но его затравили "социалистические учёные" (Лысенко), и он умер в ГУЛаге. Если Королёв конструировал космические корабли в советское время, то он, что по твоему – "социалистический конструктор"? Но он тоже попал в ГУЛаг по клеветническому доносу, и чуть не умер там, как и Вавилов; ему просто повезло чуть больше. Многие "достижения эпохи социализма" появились не благодаря, а вопреки социализму (в том числе и победа в Войне). Многие "достижения социализма" (та же индустриализация, то же освоение целины, и тот же БАМ) обошлись бы стране значительно дешевле, если бы не "социалистические методы хозяйствования". Ты хоть статью-то читал? Там написано о БРОШЕННЫХ домах, а ты продолжаешь свистеть о том, что "БАМ продолжает работать на пользу России". Конечно, БАМ продолжает работать (потому что он всё-таки был построен), но работает он совсем не в том объёме, на который рассчитывали (о чём и свидетельствуют БРОШЕННЫЕ дома с выбитыми окнами): к 1997 году грузопоток по БАМу сократился вдвое по сравнению с показателем 1990 года. А построен-то он был на охрененные деньги. ("Проект БАМ обошёлся примерно вчетверо дороже, чем предполагалось вначале", подсчитал Егор Гайдар. Вот тут я ему поверю, хоть он и коммунист). А численность населения в зоне БАМа сократилась за 35 лет (1982–2017) вдвое: ведь они так и продолжают жить В БАРАКАХ, до сих пор. Так куда же зовёт людей Аксёнов? А нынешнее правительство, которое ты именуешь не иначе, как "казнокрадами", теперь собирается захерачить в реконструкцию БАМа ещё около 400 миллиардов рублей. Получается, что ты с Аксёновым – идеологический пособник воров и казнокрадов.
    • Bася Пупкин[mailru]
      |
      03:56
      20.07.2019
      -1
      +
      -
      Слушай, Ишак Матрос, по-моему мы друг друга не правильно поняли. Я ведь давно слежу за твоими публикациями, и, как я уверен, довольно точно знаю твою точку зрения. Именно поэтому я и отреагировал так,как отреагировал. Скажем так - от удивления. Но,возможно, я не прав в своей оценке содержания твоего коммента, и ты хотел сказать другое. Что это неправильно, когда строители БАМа до сих пор живут в бараках. Что это полнейшая бесхозяйственность, когда объект стратегической безопасности Родины фактически заброшен! И что это попросту оскорбительно, когда к героям относятся настолько наплевательски, что они вынуждены бросать БАМ? Тогда - прошу прощения. Но, тем не менее,остаюсь при своём мнении. Поколение Аксёнова, они мне скорее - старшие братья и сёстры, а не поколение отцов. Я очень многих из них знаю лично. Да чего уж там, я сам участвовал в двух комсомольских стройках - пионерский лагерь"Океан" и парк в Минном городке во Владивостоке. Я по себе знаю, какой это кайф, когда ты, молодой пацан, ещё ничего толком не умеющий и ничего толком не сделавший, чётко понимаешь, что "твой труд вливаентся в труд твоей республики" (С) Владимир Владимирович. Так вот. Я считаю Аксёенова, его друзей и товарищей истинными героями Родины. Пардон за высокий штиль - на том стою и не могу иначе. Если ты думаешь также - ещё раз- извини! Не со зла, а по непониманию. А если нет... ну, тогда тоже извини, чувак!
Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Кто станет наставником «Голос. 60+»?
  2. Можно ли по фотографии чека вернуть товар в магазин?
  3. Могут ли ученика отстранить от занятий из-за отсутствия школьной формы?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ