Примерное время чтения: 5 минут
689

«Мост мужества и дружбы». Aif.ru побывал на легендарной воздушной трассе

/ Игорь Харитонов / АиФ

Aif.ru принял участие в совместной экспедиции Русского географического общества (РГО) и Минобороны России, побывав на местах крушения военно-транспортных самолетов воздушной трассы «Аляска — Сибирь». Уникальной трассе, по которой в годы войны летчики перегоняли самолеты на фронт, в октябре 2022 года исполняется 80 лет.

Аляска — Сибирь — фронт

«Мост мужества и дружбы». Не просто мост как инженерное строение. Это воздушный перегон самолетов по маршруту Аляска — Сибирь — фронт.

Людмила Ершова, заведующая отделом истории и природы краеведческого музея городского округа Эгвекинот, рассказала aif.ru, как США поставили СССР 14 795 самолетов, из них по «АЛСИБу» — 8094. Летчики менялись, берегли себя и технику, но цифры потерь огромные: 81 самолет, 115 погибших летчиков. Не безымянные, но неизвестные десятилетиями герои.

Они вылетали из американского города Фэрбенкса, чтобы добраться до ближайшего чукотского аэродрома Уэлькаль и лететь дальше, в Красноярск, а оттуда, уже со свинченными крыльями, на поездах на фронт. 6450 долгих, но приближавших победу километров.

Строительство аэродромов «АЛСИБа» началось в 1942 году, и аэродром Уэлькаль — первый из них. Там, на мшистой мерзлой земле, черным следом лежит в руинах деревянная взлетно-посадочная полоса. Именно деревянная, но для летчиков 1942 года она казалась золотой. Ведь Уэлькаль был первым перевалочным пунктом для поставок американских боевых самолетов по договору ленд-лиза.

Обломки самолетов разбросаны на молчаливой земле кладбища китов. Глядя на огромные остовы, вспоминаешь стих Евтушенко:

На кладбище китов
на снеговом погосте
стоят взамен крестов
их собственные кости.

Только здесь останки китов как монументы погибшим летчикам. Тишина и безмолвие вокруг.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

«Наземный поиск»

Это уже второй сезон экспедиции. Специалисты РГО, ученые и военные прицельно занимаются изучением установленных мест крушений бортов.

Пока обнаружено четыре самолета, потерпевших крушение на самом восточном участке трассы, в районе аэродромов Чаплино, Уэлькаль и Анадырь: три транспортных С-47 «Дуглас» и один истребитель Р-40 «Киттихаук».

Врач, сопровождающий экспедицию, нашел среди обломков медицинские бинты и еще какие-то предметы. Все это называется «наземный поиск», и кроме фрагментов самолетов, перевозимых грузов и личных документов летчиков участники экспедиции видели и костные останки, возможно, принадлежащие членам экипажей разбившихся самолетов. Установка мемориального знака летчикам сопровождалась минутой молчания.

Однако экспедиция не для того, чтобы просто посмотреть. Все найденные артефакты транспортируются и сохраняются, передаются в музеи.

Фото: АиФ/ Игорь Харитонов

Убыл. Прибыл

Самолет экспедиции пролетает над Заливом Креста — он врезается в землю Чукотки на 102 километра. Залив был открыт в 1648 году Семеном Дежневым, и по-чукотски он называется кэнынын, т. е. «изгиб». Этот изгиб был последним, что видел в 1943 году летчик майор Федор Пономаренко, потерявший управление через несколько минут после вылета из Уэлькаля.

Обломки исцарапаны надписями. Это как социальная сеть образца СССР для редких гостей этих мест. Имена, даты. Убыл. Прибыл.

Экспедиция побывала на местах крушения этого и еще одного военно-транспортного самолета С-47, который разбился на территории современного городского округа Эгвекинот. Транспортник под командованием старшего лейтенанта Евгения Герасимова, летя в обратном направлении, в условиях плохой видимости врезался в сопку.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах