375 лет назад, 8 июня 1648 года, в городе Черкассы было написано письмо, адресованное русскому царю Алексею Михайловичу: «Хотим себе самодержца такого, хозяина в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь... К милостивым ногам вашего царского величества покорно и наиуниженно отдаёмся».
Подписан этот любопытный документ был так: «Вашему царскому величеству нижайшие слуги Богдан Хмельницкий, гетман с войском его королевской милости Запорожским».
Кто и зачем плодит химеры
Письмо Богдана Хмельницкого принято считать отправной точкой процесса, который носит название «Воссоединение Украины с Россией». Окончился он пять с половиной лет спустя, 8 января 1654 г., когда в городе Переяславле-Русском раздались крики: «Волим под царя Восточного, православного! Боже! Утверди! Боже! Укрепи! Чтоб есми во веки все едино были!» Так реагировал народ на грамоту царя Алексея Михайловича, подтверждавшую, что тот «велел по их челобитью принять их под свою государскую высокую руку».
В принципе, здесь всё верно. За исключением одного очень важного термина. Никакой структуры под названием «Украина», которая воссоединялась с Россией, тогда не существовало в природе. Не было ни такого государства, ни такой страны, ни даже такой договаривающейся стороны. О чём свидетельствует ещё одно письмо Богдана Хмельницкого, адресованное русскому царю. Написано оно в тот же день, когда Переяславская Рада вынесла решение о переходе в подданство Русского царства: «Велико благодарим, получивши ныне, что от веку жаждали — что ваше царское величество пожаловали под крепкую и высокую руку свою государскую нас, верных слуг своих. За милость сию неизречённую вашему царскому величеству паки и паки до лица земли низко челом бьём». Подписано оно так: «Вашему царскому величеству верные подданные и нанижайшие слуги Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским».
Обратите внимание на то, как подписывал свои послания Богдан Хмельницкий. Достаточно беглого взгляда, чтобы понять — «Украина», равно как и «Казацкая Держава» или «Гетманщина» есть не что иное, как плод воспалённого воображения националистической пропаганды. В те времена не существовало ни того, ни другого, ни третьего. Нынешние украинские историки, уверяя, что «гетман Хмель» был главой самостоятельного государства и отдельного украинского народа, всего лишь плодят химеры и тешат самолюбие. К сожалению, эти химеры проникли в школьные учебники, отравили сознание нескольких поколений людей, исковеркали историческую реальность и от частого повторения приобрели некое подобие правды.
Но при этом всё равно остались химерами. Судите сами — стал бы глава самостоятельного государства подписывать своё послание соседнему монарху, именуя себя «гетман его королевской милости», как это сделал Хмельницкий в 1648 году? Разумеется, нет. Официальный протокол дипломатической переписки в те далёкие времена жёстко требовал полного титулования. А в подписи гетмана нет ни названия государства, ни названия народа, его населяющего. Нет даже названия территории. Есть точная и честная констатация факта — на июнь 1648 года Хмельницкий является подданным «королевской милости», то есть государя Польши.
«Русь будет господствовать»
А на январь 1654 года Хмельницкий уже «верный подданный и наинижайший слуга» русского царя. В том же официальном статусе — гетман Запорожского войска.
Всё вместе наглядно демонстрирует, что не было никакой «борьбы украинского народа против польского господства». Просто по той причине, что не было не только какой-то «Гетманщины», но и «украинского народа». Тот процесс, что наполовину закончился Переяславской Радой 1654 года, фактически был борьбой разделённого русского народа за право самоопределения и воссоединения в рамках единого национального государства. О чём, собственно, говорил и сам Богдан Хмельницкий: «Выбью из лядской (польской) неволи весь руський народ... Лядская земля згинет, а Русь будет господствовать».
К сожалению, в 1654 году это воссоединение было завершено лишь наполовину. Впереди была кровопролитная война с Речью Посполитой, растянувшаяся на тринадцать лет. Но и она только зафиксировала «половинное» воссоединение разделённого русского народа. Правобережье Днепра и западнорусские области оставались под властью польской короны до 1793 года, когда Екатерина II осуществила присоединение к России Киевщины, Подолии и Волыни.
Между прочим, в ходе той самой войны 1654-1667 гг. западные границы будущей Российской империи очертил не кто иной, как тот же Богдан Хмельницкий. Более того — он выступил ещё и с внятным идеологическим обоснованием того, почему власть русского царя должна распространиться на эти земли.
В 1656 году царь Алексей Михайлович обратился к своему новому подданному с «милостивым словом»: «Отписать к нам, великому государю, как меж наших, царского величества и польских городов рубеж учинить». Ответ был прекрасен. Гетман на всякий случай напомнил: «Епископы Львовский, Перемышльский, Луцкий и Володимерский и весь народ православный, в тех епископиях обретающийся, великое гонение все времена терпели и ныне терпят. Если бы ваше царское величество то православие и людей, в нём состоящих, от своей милости отдалили, то не осталось бы в тех краях никакого православного человека». А чтобы этого не произошло, Хмельницкий настаивает — надо продолжать войну до тех самых пор, пока русский царь не утвердится в исторически обусловленных границах: «Как при исконных предках вашего царского величества, святой памяти российских князей было, так пусть и будет, чтоб рубеж Российский по Вислу-реку был, аж до венгерские границы».
Действительно, северо-западная граница древнерусского Галицко-Волынского княжества пролегала по верхнему течению Вислы, выше устья реки Сан. Гетман Богдан Хмельницкий отменно знал историю и историческую географию. И желал, чтобы русский народ не только воссоединился, но и вернул себе всё, неправедно отнятое.