Между тем мало кто знает и помнит, что первые беспилотные боевые аппараты начали разрабатываться в конце 1920-х гг. Уже тогда советские конструкторы в этой области были впереди планеты всей.
Первую беспилотную боевую машину придумали в 1915 г. французы - инженеры Поль Обрио и Густав Габэ, назвавшие своё изобретение «Torpille Terrestre», «наземная торпеда». Это был гусеничный механизм с электромотором, который мог доставить к позиции противника 200 кг взрывчатки. Идею своей «торпеды» Обрио и Габэ подсмотрели у моряков, которые с древнейших времён использовали брандеры - корабли, набитые порохом, которые шли на таран вражеских плавсредств.
Сухопутная торпеда Aubriot-Gabet Torpille Electrique (Франция)https://t.co/rnDIBRUcvD pic.twitter.com/Ldet6g0MgV
— TOPWAR (@topwar_ru) 1 сентября 2017 г.
Известие о Torpille Terrestre, опубликованное во французских научных журналах, произвело сенсацию в военных кругах. И больше всех идеей создания беспилотных боевых машин загорелся будущий маршал Михаил Тухачевский, занимавший тогда пост заместителя наркома по военным и морским делам.
На горе всем буржуям
Тухачевский был уверен, что только боевые роботы помогут нашей стране выиграть грядущую войну и совершить мировую революцию. Дескать, Красной армии придётся воевать с капиталистической армией, состоящей преимущественно из рабочих и крестьян. И вот, увидев перед собой армаду танков-роботов с красными звёздами на башнях, столь зримо демонстрирующих могущество первой в мире коммунистической армии, западные пролетарии сами поднимут руки.
Для выполнения этой задачи Тухачевский приказал создать в Военной электротехнической академии (ВЭТА) РККА опытную радиоаппаратуру для оснащения лёгкого танка «Русский Рено». Испытания, состоявшиеся в 1927 г. под Москвой, прошли успешно: подчиняясь командам оператора, радиоуправляемый танк легко форсировал все преграды. В том же году Тухачевский сделал доклад об испытаниях телетанка на заседании Реввоенсовета и получил добро на дальнейшие работы, отдав их в ведение только что созданного Остехбюро (Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения), которое возглавил Владимир Бекаури.
Изобретатель-бомбист
Владимир Иванович Бекаури родился в семье бедного грузинского дворянина. В 1905 г. он закончил железнодорожное училище в Тифлисе, после чего пару лет проработал железнодорожным техником. В то же время он делал бомбы для грузинских революционеров и даже ухитрился соорудить для них самодельную пушку.
В 1907 г. Бекаури по заданию партии переехал в Петербург. В столице он конструировал замки` для банковских сейфов и занимался изобретательской деятельностью. В 1910 г. получил свой первый патент - на аппарат для обозначения времени на движущейся телеграфной ленте. После Октября карьера Бекаури рванула вверх. В 1920 г. он встретился с Лениным и продемонстрировал тому несколько своих изобретений, после чего получил под своё начало Центральную научно-техническую лабораторию Генштаба, созданную ещё по указу императора Николая II для разработки передовых образцов вооружения. Бекаури двумя руками ухватился за идею командарма Тухачевского. В 1927 г. он получил 150 тыс. швейцарских франков - громадные деньги по тем временам, - на которые через агентов Разведупра закупил на Западе все новейшие образцы радиоуправляемой техники. Так, из Берлина ему привезли модель телеуправляемого катера «Havel 1», из Лондона - модели радиоуправляемых самолёто-торпед, предназначенных для атак с воздуха на корабли.
Вскоре основная часть Остехбюро была переведена в Москву и переименована в Телемеханический институт № 20 (НИИ-20). Сам Бекаури обосновался в усадьбе мультимиллионера фон Дервиза в центре Москвы.
Первый успех
В 1932 г. Бекаури праздновал триумф, представив высокой комиссии Наркомата обороны первый в мире радиоуправляемый танк Т-26, оснащённый системой управления «Мост-1». Оператор передавал по радио шифрованные команды, они преобразовывались в команды для системы пневмоприводов, которые были закреплены на рычагах и педалях управления танка. После испытаний на Московском химполигоне был сформирован специальный танковый отряд № 4. Уже через год в распоряжение отряда поступил новый телетанк ТТ-18, который мог выполнять 16 команд: поворачиваться, менять скорость, стрелять из огнемёта и ставить дымовую завесу, сбрасывать радиоуправляемые мины или пускать отравляющие вещества из специальных баллонов и т. д. Также был разработан телетанк ТТ-26, управление которым велось не со стационарного пункта, а из башни обычного танка Т-26. Это был прорыв!
Предполагалось, что вскоре к каждому обычному танку в Красной армии припишут по 2-3 танка-робота, которые и пойдут вперёд, расчищая путь перед атакой. Интересно, что радиостанции у них были ламповые, часть ламп имела металлические колбы, но большинство были всё же стеклянные. Как ни парадоксально, отказов не случалось! Вся конструкция крепилась на специальных пружинах-амортизаторах.
Была также предусмотрена и система защиты от врага. Например, в случае выхода телетанка из зоны досягаемости управляющего танка автоматически срабатывал тормоз - танк останавливался и ожидал очередной команды от оператора. Для предотвращения попытки захвата телетанка врагом в башне ТТ ставили мину весом в 1 кг тротила, срабатывавшую на открытие люка.
ТТ 26. Телетанки СССР во 2-й мировой pic.twitter.com/1JyuY4KT
— Pavel Karpenko (@AlternatHistory) 5 декабря 2012 г.
Даёшь радио для армии!
Окрылённый успехом, Бекаури стал строить настоящую радиоуправляемую армию. Первым делом он занялся радиоуправляемыми дотами. При подходе противника к такому доту пулемёты автоматически начинали поливать свинцом заданный сектор. Также доты оборудовались огнемётами, снабжёнными огромными ёмкостями для огнесмеси - несколько тысяч литров!
Начали проектировать и радиоуправляемые паровозы, и радиоуправляемые самолёты. Специально для НИИ-20 авиаконструктор Андрей Туполев приступил к созданию тяжёлого бомбардировщика ТБ-3РТ3. Взлёт такого самолёта в воздух был сложной задачей, и поэтому первый советский самолёт-беспилотник взлетал под управлением человека, а затем пилот выбрасывался с парашютом. Далее бомбардировщик управлялся по радио с «ведущего» самолёта, а когда телеуправляемый борт достигал нужной цели, оператор посылал по радио сигнал на пикирование позиций врага.
Однако вскоре все работы в этой области были прерваны. В самом начале июня 1937 г., через две недели после ареста Тухачевского, на заседании Военного совета при наркоме обороны Владимира Бекаури обвинили во вредительстве и работе на германскую разведку. «Известно, что любимым занятием Тухачевского была его болтовня с авантюристами, которые шатались у него целыми стаями. Среди них два-три изобретателя нашлись, - заявил начальник Военно-морской академии РККА Иван Лудри. - Однако в смысле внедрения новых образцов оружия, поскольку это дело было у Тухачевского, я считаю, дело у нас обстояло, безусловно, вредительски. Сейчас уже выявлены вредители в этом Остехбюро». 8 сентября 1937 г. Бекаури был арестован в Ленинграде сотрудниками НКВД и в тот же день этапирован в Москву. На следствии он подписал все признательные протоколы, и в феврале 1938 г. был расстрелян. Ивана Лудри расстреляли ещё раньше - в 1937 г.
Изобретения практического значения
НИИ-20 после Бекаури возглавил Василий Захаров, выходец из чекистов, который перевёл исследования в более практическое русло. В частности, начались испытания первого в мире активного радиолокационного локатора «Редут» для раннего обнаружения самолётов противника в воздухе - сейчас такая система стоит на каждом самолёте. Были созданы и системы радиоуправляемых мин. Так, в ночь с 13 на 14 ноября 1941 г. в Харькове сработала разработанная В. Бекаури радиоуправляемая мина «Беми» (от фамилий конструкторов Бекаури - Миткевич). Шифрованная команда на взрыв была передана с Воронежской радиовещательной станции, в итоге в Харькове взрыв уничтожил здание штаба нацистов, погибли командир 68-й пехотной дивизии Браун и несколько десятков офицеров. В 1942 г. состоялись и боевые испытания первого радиоуправляемого самолёта ТБ-3РТ3 «Торпедо», гружённого 4 т тротила, который должен был спикировать на железнодорожный узел под Вязьмой. Однако при подлёте к цели антенна передатчика на «ведущем» самолёте ТБ-3 вышла из строя, и «Торпедо» не удалось навести на цель - самолёт взорвался в стороне от станции. Ещё один самолёт «Торпедо» был уничтожен в том же 1942 г. при налёте немцев на аэродром, после чего программа испытаний была свёрнута.
Не забыл Захаров и про танки-беспилотники. В 1938 г. в НИИ-20 было изготовлено 28 телемеханических групп (всего 56 танков, включая «ведущие» с операторами). Боевое крещение радиоуправляемых танков состоялось во время Финской войны зимой 1939 г. Но попытки использовать эти машины для подрыва финских дотов успехом не увенчались: из-за слабой броневой защиты танков Т-26 противотанковые орудия противника расстреливали их ещё до подхода к цели. Командир танковой роты 217-го отдельного танкового батальона полковник Евгений Завьялов вспоминал: «Наш батальон получил задачу разведать огневые точки на участке линии Маннергейма по дороге на Выборг. С выходом на исходные позиции были пущены телетанки, ведущие огонь из огнемётов. Перед финскими дотами располагались гранитные надолбы, наполовину занесённые снегом и плохо просматриваемые. В итоге все телетанки сели днищем на надолбы и прекратили движение. Финны на наши танки не реагировали и огонь по ним не открывали... Под покровом ночи телетанки сняли с надолбов, но несколько машин было потеряно, так как снять их с надолбов не удалось...» Позже 217-й батальон получил задачу подорвать несколько дотов. «Финны заметили движение танков и открыли по ним огонь из противотанковых пушек. Телетанки успели подойти почти к цели, но первое попадание в телетанк вызвало взрыв колоссальной силы». Один дот был подорван, но были уничтожены и остальные телетанки.
Группа финских солдат стоит рядом с трофейным советским танком Т-26. Советско-финская война. 2МВ. 1939-40 гг. pic.twitter.com/HmgRg28bjB
— Война в Истории (@VojnavIstorii) 13 сентября 2017 г.
Зато танкисты 7-й специальной роты с блеском выполнили задачу, уничтожив доты № 39 и № 35. «Эти доты были самыми страшными, но они были подорваны телетанками, - позже вспоминал командир 100-й стрелковой дивизии Аркадий Ермаков. - Телетанки работали неплохо, они себя оправдали, но мы не всегда их смогли применять в силу того, что местность имела большое количество воронок».
В феврале 1940 г. на Кировском заводе в Ленинграде была выпущена телемеханическая группа «Подрывник», разработанная по проекту военинженера 2-го ранга Анатолия Кравцова. Это были уже многоразовые машины, под днищем которых была смонтирована система для сбрасывания мощных мин весом 700 кг. Взрыв такого заряда рушил самые страшные железобетонные доты на 4 этажа вниз. На минах был установлен взрыватель с задержкой 15 минут, срабатывавший от удара о землю, - за это время танк задним ходом требовалось отвести на безопасное расстояние. В марте 1940 г. группа «Подрывник» убыла на Карельский перешеек, но в боевых действиях принять участие уже не успела.
Дорогие и ненужные?
Демонстрация советских телетанков произвела такое впечатление на западных инженеров, что во многих странах предприняли попытки сделать нечто похожее. В Германии были созданы радиоуправляемые минные тралы и минные транспортёры, а первое подразделение радиоуправляемых машин было создано в вермахте весной 1942 г. Его отправили на Восточный фронт, под Севастополь. Интересно, что под Севастополем состоялось и единственное сражение с участием советских телетанков за всю историю Великой Отечественной. 27 февраля 1942 г. на позиции наших войск севернее Любимовки были доставлены 6 старых машин Т-27: вооружение с танкеток сняли, а взамен поместили мощный заряд тротила и комплект радиооборудования. Руководил работой будущий советский писатель-фантаст Александр Казанцев, тогда военный инженер 3-го ранга. В 6 утра телетанки пошли в атаку. Две танкетки были вскоре взорваны, но остальные достигли своей цели и уничтожили артиллерию немцев.
Одни из первых серийных танкеток Т-27 в танковой школе под Орлом. Рядом виден учебный Т-18... https://t.co/eRArHMxWEU pic.twitter.com/4vFzyZwtf2
— Денис Захаров (@poshodaevsergei) 10 июля 2015 г.
А вот 217-му батальону телетанков не повезло. Война застала танкистов на маневрах под Горьким. Телетанки долго не решались бросить в бой: оборудование было секретным. Пока батальон перебазировали, враг уже стоял под Москвой. Тогда командование, махнув рукой на секретность, приказало снять оборудование и посадить в телетанки Т-26 обычных танкистов. Под Москвой 217-й батальон и остался... Вторично это подразделение было создано уже заново в ноябре 1941 г.
Берегли свои телетанки и немцы. Вместо дорогой радиоаппаратуры они стали использовать проводную связь, широко используя дешёвые мобильные мины Sd.Kfz.302 Goliath, которые управлялись по проводам.
Созданием радиоуправляемых самолётов занимались и британцы, и японцы - последние хотели с их помощью таранить американские линкоры. Ничего путного из этой затеи не вышло - операторы так и не смогли научиться дистанционно наводить самолёты на цель. В конце концов внуки самураев отказались от дорогой радиоаппаратуры - ведь в стране было достаточно живых камикадзе, готовых покончить с собой ради выполнения боевой задачи.