10973

Избрать неизбираемого. Как Ельцин выиграл свои вторые президентские выборы

Борис Ельцин, 1996 г.
Борис Ельцин, 1996 г. / Дмитрий Донской / РИА Новости

25 лет назад, 3 июля 1996 года Борис Ельцин был переизбран на пост главы государства. Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля), став единственными на сегодняшний день в истории России президентскими выборами, на которых гражданам потребовалось голосовать дважды.

Центризбирком РФ зарегистрировал 11 кандидатов на высший пост в стране. Но главными соперниками оказались действовавший президент Борис Ельцин и лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Наиболее ярким среди остальных кандидатов был генерал-лейтенант ВС РФ Александр Лебедь. В первом туре он занял 3-е место, набрав более 14,5% голосов. Перед вторым туром генерал призвал поддержать Ельцина и 18 июня получил взамен пост секретаря Совета безопасности «с особыми полномочиями». Помимо этого, он стал помощником президента России по национальной безопасности. Такое решение Лебедя многие его сторонники посчитали предательством, но так или иначе, Ельцин укрепил свои позиции ко второму туру. Ведь в первом за действующего президента проголосовало всего на 3% больше избирателей, чем за лидера коммунистов Зюганова (35,3 и 32 процента голосов соответственно). И смена власти в Кремле казалась как никогда реальной.

«Повторим..?»

Готовиться к переизбранию Ельцина его сторонникам пришлось в тяжелейших условиях. На прошедших в декабре 1995 года выборах в Госдуму первое место заняла КПРФ, второе — ЛДПР, а пропрезидентское движение «Наш дом — Россия» оказалось лишь третьим. Из-за непродуманных экономических реформ и войны в Чечне личный рейтинг Ельцина в начале 1996 года составлял от 3 до 6 процентов. В своих мемуарах дочь президента Татьяна Юмашева писала, что Ельцин собирался отменить выборы 1996 года и распустить «вражескую» Госдуму. За отмену выборов выступала и часть предвыборного штаба Ельцина. Как вспоминал бывший глава президентской администрации Сергей Филатов, Ельцин решился идти на выборы после победы коммунистов в Госдуме. Олигархи обещали профинансировать его предвыборную кампанию в обмен на гарантию приватизации госпредприятий. Механизмом «прихватизации» стали печально известные залоговые аукционы ноября-декабря 1995 года, по итогам которых банкирам достались самые жирные куски — нефтяные и металлургические предприятия, морские и речные пароходства.

Чтобы заручиться поддержкой простых избирателей, Ельцин подписал указ о выплате задолженностей по зарплатам и пенсиям. По исследованиям ВЦИОМ, дополнительные голоса непопулярному президенту могли принести молодые избиратели. Стартовала знаменитая агиткампания «Голосуй или проиграешь!». Интересно, что до этого почти такой же лозунг перед выборами использовал Билл Клинтон. В команде Ельцина понимали, что молодёжь скорее склонна поддержать реформаторский курс, нежели возврат к коммунистическому прошлому. В поддержку президента по всей стране были организованы многочисленные концерты звёзд шоу-бизнеса. А на рок-концерте на стадионе Ростова-на-Дону и сам Борис Николаевич немного потанцевал с музыкантом Евгением Осиным и даже умудрился несколько раз хлопнуть в ладоши под своей поднятой ногой.

Агитировали тем временем не столько за Ельцина, сколько против Зюганова. «Купи еды в последний раз!» — гласил один из предвыборных плакатов, с которого исподлобья глядел на сограждан главный коммунист. 10-миллионным тиражом выходила бесплатная еженедельная газета «Не дай Бог!», печатавшая негативные материалы против Зюганова и КПРФ. На одной из антизюгановских листовок был изображён топор, а на нём карикатурное изображение лидера Компартии и с десяток названий — от ВЧК и КГБ до КПСС и РСДРП. Другой предвыборный плакат Ельцина с изображением его довольной и хитроватой физиономии и надписью крупным шрифтом внизу «Повторим..?» мог бы вызвать дурные ассоциации, если бы не набранное мелким шрифтом в верхнем левом углу напоминание, что речь идёт о президентских выборах.

Многие агитационные материалы самого Зюганова были выполнены в чисто советском стиле. Например, лидер коммунистов на фоне памятника рабочему и колхознице предлагал вернуть власть и собственность народу. Однако и он не упускал случая в своих агитках дать отпор Ельцину. В ходу, например, был такой стишок: «Известны Ельцина затеи / Европа, Штаты, богатеи. / Зюганов курс иной берёт: / Россия, Родина, народ!».

Сериальные хитрости

Команде Зюганова досталось только чуть больше 15% предвыборного телеэфира. Стоящие на стороне Ельцина СМИ развязали беспрецедентную кампанию по дискредитации главного оппонента. Одна из газет заявила о создании вооружённых отрядов коммунистов для захвата власти, если Зюганов проиграет выборы. Вину за взрыв самодельного взрывного устройства в метро, который произошёл 11 июня 1996 года на перегоне между станциями «Тульская и «Нагатинская», сторонники Ельцина поспешили возложить на экстремистски настроенных коммунистов. В течение всего предвыборного периода ТВ не показывало оптимистические советские фильмы. А в день второго тура выборов на избирательных участках к 12 часам дня почти не было самой активной части электората — пенсионеров и домохозяек. Дело в том, что с утра на ОРТ (первый канал телевидения) транслировали популярный сериал, и старшее поколение предпочло телевизор урне для голосования.

19 июня 1996 года активисты предвыборного штаба Бориса Ельцина Аркадий Евстафьев и Сергей Лисовский были задержаны при попытке вынести из Дома правительства РФ в коробке из-под бумаги для ксерокса более полумиллиона долларов. Деньги предназначались для финансирования предвыборной кампании Ельцина. Вскоре в результате неформального давления, в котором участвовала и Татьяна Дьяченко, активисты были отпущены, а инициаторы задержания — глава президентской службы безопасности Александр Коржаков и директор ФСБ Михаил Барсуков — были отправлены в отставку. Пресловутая «коробка из-под ксерокса» была лишь верхушкой айсберга, так как большая часть предвыборных мероприятий оплачивалась «чёрным налом». По официальной версии, кампания Ельцина обошлась всего в 2 млн 400 тыс. долларов. По закону именно такую сумму мог истратить каждый кандидат. Реальные затраты были несопоставимы. Только издание газеты «Не дай Бог!» стоило 16 млн долларов. Предвыборные мероприятия Ельцина, по различным оценкам, обошлись стране в сумму от 1 до 4 млрд долларов. И эти цифры выглядят вполне реальными. Так, Коржаков утверждал, что Борис Ельцин использовал для финансирования своей предвыборной кампании огромные средства от иностранных инвесторов. Причём один из них, Сильвио Берлускони, якобы выделил миллиард долларов безвозмездно.

Тема президентской кампании 1996 года до сих пор остается одной из наиболее дискуссионных в современной российской истории. Многие уверены, что несмотря на титанические усилия пиарщиков и политтехнологов, выборы Ельцин проиграл, а официальные результаты были сфальсифицированы. Недаром по стране потом ходил популярный анекдот о хорошей и плохой новости, которые председатель ЦИК поведал Ельцину. Плохой новостью оказалась та, что Зюганов набрал 52% голосов, а хорошей, что Ельцин опередил его с огромным преимуществом.

Оставить комментарий (3)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество