«Познакомьтесь с „самым богатым человеком, который когда-либо жил“», — так озаглавлена статья британского агентства Pen News. В ней описывается научная работа по воссозданию внешности фараона Аменхотепа III, дедушки знаменитого Тутанхамона. Учёные, которые помогли древнеегипетскому царю «обрести лицо», сами удивились полученному результату, утверждают журналисты.
Ему поклонялись как живому богу
Аменхотеп III правил в эпоху расцвета XVIII династии. По данным Большой российской энциклопедии — с 1379 по 1340 годы до н. э. Он прославился благодаря грандиозному строительству. Вообще, время его правления рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Были возведены огромные храмовые комплексы и превосходные памятники скульптуры, оставлены изящные бытовые изделия и многие произведения искусства, ныне входящие в египетские собрания лучших музеев мира.
Два сфинкса на Университетской набережной Невы в Санкт-Петербурге — артефакты той же эпохи. Скульптуры были созданы в XIV веке до н. э. Они стояли во дворе щедро отделанного золотом и серебром поминального храма Аменхотепа III в Фивах. Россия приобрела этих сфинксов и перевезла их в свою столицу в 1832 году на волне охватившей Европу египтомании.
Аменхотепу III поклонялись как живому богу, причём он первым из всех фараонов взялся устанавливать культовые памятники самому себе. В мире сохранилось более 1 тысячи таких изваяний — больше, чем у любого другого древнеегипетского царя.
Несмотря на обилие скульптур, научная реконструкция лица фараона до сих пор не была проведена, а сам он, умерший возрасте 40-50 лет на пике могущества и богатства, оставался для историков фигурой загадочной и противоречивой. Исследования 1970-х годов описывали Аменхотепа III как тучного, больного и малоподвижного человека. Учёные считают, что он был почти лысым и в последние годы жизни страдал от проблем с зубами.
Его рост был всего лишь 156 сантиметров
Мумия Аменхотепа III хранится в Национальном музее египетской цивилизации в Каире. Используя данные её черепа, международная группа исследователей воссоздала лицо фараона. В команду вошли археологи и эксперт по 3D-графике — бразильский дизайнер Сисеро Мораес. Он-то и провёл основную часть работы.
Для начала была создана цифровая копия черепа фараона. Использовались изображения мумии и данные о ней. Для определения вероятных размеров и черт лица (положения носа, ушей, глаз, губ) Сисеро Мораес ориентировался на характеристики реальных людей подобной комплекции и с аналогичным индексом массы тела, какой был у Аменхотепа III.
«Хотя Аменхотеп был одним из поистине великих царей Египта, его рост составлял всего лишь около 156 сантиметров, что делает его одним из самых маленьких фараонов, которых мы знаем по сохранившимся мумиям. Но этот небольшой рост не отражён в произведениях искусства — статуи Аменхотепа III отличаются гигантскими размерами», — приводит агентство Pen News слова одного из авторов реконструкции, археолога Майкла Хабихта из Университета Флиндерса (Австралия).
Увидев результат своего труда, авторы проекта были поражены: правитель выглядел совершенно не так, как фараон, которого изображают многочисленные изваяния. «Это спокойное лицо миролюбивого человека, который жил во времена величайшего экономического процветания. Он вполне мог быть одним из самых богатых людей, когда-либо живших на свете, по крайней мере, в свою эпоху», — говорит дизайнер Сисеро Мораес.
Для довершения облика фараона исследователи смоделировали ему царское одеяние в тех цветах, которые использовались в облачениях правителей Древнего Египта. Теперь они планируют опубликовать свои выводы в научном журнале.
Где же пухлые губы?
«В последнее время тема реконструкции лиц египетских мумий стала достаточно популярна, — прокомментировал эту работу для aif.ru ассистент Международного учебно-научного центра египтологии им. В. С. Голенищева РГГУ Евгений Барсуков. — И, как показывает практика, результаты получаются неоднозначными. Достаточно вспомнить нашумевшую недавно историю с воссозданием облика матери Тутанхамона — это была очень спорная реконструкция лица по мумии „Молодой леди“, как её называют археологи.
О проблемах Аменхотепа в конце жизни (больных зубах и ожирении) было известно давно благодаря исследованиям его тела. Некоторые памятники, созданные во второй половине его правления, демонстрируют возможность „подстраиваться“ под реальность. Есть, например, скульптуры, изображающие этого царя достаточно тучным. В таком виде он мог ассоциироваться с Хапи, божеством нильского разлива и плодородия.
На разных этапах правления Аменхотепа III было создано огромное количество его памятников. При всех имеющихся отличиях в них можно заметить и набор определённых общих черт. И, если сравнить полученный в ходе нынешней реконструкции результат с этими памятниками, мы практически не увидим сходства.
Первое, что бросается в глаза, — это форма и толщина губ. Все скульптуры Аменхотепа показывают его с достаточно пухлыми губами. Взгляните, например, на сфинксов, установленных на Университетской набережной в Санкт-Петербурге. А ведь они считаются одними из лучших портретов Аменхотепа III.
Судя по всему, пухлые губы были одной из характерных черт внешности этого царя. А на полученной реконструкции мы их не видим. Поэтому к любым реконструкциям, к тому же выполненным без детального анализа черепа большим коллективом специалистов и вдумчивого подхода к трактовке скульптурных памятников, надо относиться с осторожностью».